Недоказанное обвинение
Не утихает скандал вокруг уголовного дела в отношении аудиторов Счетного комитета, обвиняемых в получении взятки от руководства РГП “Казахавтодор”. Горячая тема дополнилась обращением экс-руководителя этого предприятия Серикжана МУКАШЕВА (на снимке), опубликованным на одном из интернет-ресурсов. В обращении бывший генеральный директор РГП “Казахавтодор” заявляет, что невиновен в даче взятки.
Напомним, в минувшую субботу наша газета опубликовала материал, главным героем которого стала одна из обвиняемых аудиторов, так же как и Серикжан Мукашев, содержащаяся под стражей с 20 декабря 2016 года (см. “Не уверен - не обвиняй”, “Время” от 23.9.2017 года). Алмагуль ЖАНГИРБАЕВА пытается доказать свою невиновность. Тем же самым занят сейчас и Серикжан Мукашев: он подал жалобу на руководителя следственной группы в Генеральную прокуратуру и КНБ. Поводом для жалобы послужило освобождение от дальнейшего уголовного преследования заместителя генерального директора по финансовой части и бухучету Гульназ РАМАЗАНОВОЙ (на снимке). А ведь именно в той документации, которую курировала она, и были найдены нарушения.
Как пишет Серикжан Мукашев, аудиторская проверка с самого начала проводилась в жестком режиме и с явным обвинительным уклоном. Спустя некоторое время Гульназ Рамазанова сообщила ему, что аудиторы вымогают у предприятия 60 тыс. долларов или 20 млн. тенге, в противном случае в акте проверки будут отражены нарушения, влекущие за собой штрафные санкции в размере двух миллиардов тенге.
Понимая, что для предприятия эта сумма окажется неподъемной, Рамазанова предложила начать сбор денег с руководителей филиалов. Мукашев на это распоряжения не давал, более того, когда деньги были собраны, он в категоричной форме запретил передавать их аудиторам. Чему, по его словам, есть доказательства в уголовном деле в виде аудио- и видеозаписей, которые задолго до ареста проводили сотрудники Национального бюро по противодействию коррупции. По Уголовному кодексу лицо, добровольно и окончательно отказавшееся от совершения преступления, не может быть привлечено к ответственности.
Рамазанова собранную у руководителей филиалов дань передала аудитору Ботагоз КОПОБАЕВОЙ через ее доверенное лицо. Примечательно, что в деле фигурирует сумма в 16 миллионов тенге, хотя на деле было собрано на один миллион меньше. А при обыске у Копобаевой изъяли и вовсе 13 миллионов. Серикжан Мукашев в своем письме сообщает, что подозревает в исчезновении этих денег Гульназ Рамазанову - это, по его мнению, один из мотивов, толкнувших ее на сговор с аудиторами. Причем, по словам Серикжана Мукашева, этому в уголовном деле также есть доказательства - помимо аудио- и видеозаписей имеется еще и SMS-переписка Рамазановой с аудиторами.
Причиной, побудившей следствие вывести главную зачинщицу сбора и передачи взятки аудиторам за рамки уголовного дела, Серикжан Мукашев считает супружеские отношения Рамазановой с прокурором одной из областей Казахстана. Серикжан Мукашев уточняет: на момент совершения преступления этот прокурор возглавлял департамент по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, то есть давал от имени заместителя Генерального прокурора РК санкции на прослушивание и скрытую видеосъемку кабинетов и телефонов верхушки РГП “Казахавтодор”. Как он мог санкционировать разработку предприятия, где трудилась его супруга, - тот еще вопрос. Впрочем, в мае текущего года эта неувязка была решена: Гульназ Рамазанова в связи с “деятельным раскаянием” была переведена в свидетели. К тому времени ее супруг уже возглавил одну из областных прокуратур республики. Вот ведь интересный поворот - муж руководит целым региональным подразделением надзорного органа, а его вторая половинка собирает деньги на взятку госаудиторам!
Отдельно хотелось бы отметить роль руководителя следственной группы, разрабатывающей уголовное дело против аудиторов и руководства “Казахавтодора”. Следователя зовут Булан РАХИМЖАНОВ, и по чистой случайности он ведет также дело против экс-руководителя комитета по фармации Минздрава Ларисы ПАК, чей адвокат Хамида АЙТКАЛИЕВА была вынуждена устроить на прошлой неделе забастовку, чтобы достучаться до суда и Генеральной прокуратуры. Свидетелями ее акции протеста стали тысячи людей в социальных сетях. Юрист пошла на крайние меры, поскольку не смогла опротестовать ни одного постановления, вынесенного следствием. На то же самое жалуется и Серикжан Мукашев в своем обращении в СМИ. Какое совпадение!
Одним словом, странностей в уголовном деле руководителей РГП “Казахавтодор” и аудиторов Счетного комитета хватает. И наверняка вопросов к следствию стало бы меньше, если бы те, кого сейчас обвиняют в этом преступлении, имели бы возможность свободно отстаивать свою невиновность. Вместо этого они отгорожены от внешнего мира стенами следственного изолятора. Единственное, что им осталось, искать справедливости через СМИ.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта “Казахавтодор” и с интернет-ресурсов, Алматы