8709

Готовимся к посадке?

Очередной скандал разгорается в гражданской авиации Казахстана: управление по расследованию правонарушений в финансовой сфере комитета госдоходов подозревает руководителей компании AMG, под чьим крылом находятся восемь государственных аэропортов, в хищении более 6 миллионов долларов! Эти деньги, по версии следствия, пошли на разработку 18 документов, предназначенных для управления воздушными гаванями. Инструкции действительно были написаны и разосланы во все восемь аэропортов. Однако сотрудники службы экономических расследований обратили внимание, что новые документы, вышедшие из-под пера работников AMG, невероятно похожи на внедренные в Казахстане нормативно-правовые акты, разработанные государственным уполномоченным органом!

ТОО “Airport Management Group” - квазигосударственная структура, специально созданная для того, чтобы контролировать работу государственных аэропортов. Ранее под контро­лем менеджеров AMG находилось девять воздушных гаваней, однако затем аэропорт Кызылорды ушел в свободное плавание. Но и оставшимися восемью нужно управлять эффективно и правильно. Именно поэтому топ-менеджеры решили начать сотрудничество с крупнейшим швейцарским авиахабом в лице Zurich Airport International AG. Многие казахстанцы, время от времени летающие в Астану, обратили внимание, что на посадочных талонах была надпись Swissport. Вот как раз за наземное обслуживание и отвечало совместное предприятие и заодно делилось накопленным в Европе опытом.
А еще, как выяснили следователи комитета госдоходов, европейская компания заработала весьма неплохие деньги на разработке так называемой методологии управления аэропортами. Это был солидный набор инструкций, в который вошли 18 многостраничных документов. Среди них, например, были такие важные, как инструкция по охране воздушных судов, инструкция по перевозке оружия, боеприпасов и ценного груза, процедура управления факторами риска для безопасности полетов, инструкция для досмотра зарегистрированного багажа и даже руководство по контролю за дикой природой! Безусловно, все эти инструкции и процедуры очень важны. Однако и до появления ТОО “AMG”, и уж точно до прихода на казахстанскую землю швейцарских консультантов аэропорты как-то умудрялись досматривать багаж, охранять воздушные суда и худо-бедно следить за дикой природой вокруг взлетно-посадочных полос. Но раз управляющая компания решила, что нужны новые инструкции, то так тому и быть. Тем более главным мотивом стал тот факт, что все новые положения учитывают требования Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
К слову, эти документы достались нашей республике не бесплатно. 10 апреля 2014 года в ТОО “AMG” был издан приказ об осуществлении закупок способом из одного источника по разработке и передаче методологии управления аэропортами на сумму, не превышающую 3 610 806 33 тенге. По курсу того времени это ровно 20 миллионов долларов. И в тот же день, то есть 10 апреля 2014 года, было заключено соглашение с ТОО “AMS” (дочерняя компания AMG и Zurich Airport International AG) о разработке и передаче методологии управления аэропортами на сумму 1,2 миллиарда тенге. В результате швейцарцам за оказанные консалтинговые услуги перепало 973 миллиона тенге. А иностранцы за эти деньги как раз и помогли разработать 18 документов, без которых ни один из восьми аэропортов просто не мог нормально функ­ционировать.
В результате методология была разослана во все воздушные гавани, причем занимавший тогда пост гендиректора AMG швейцарец Клод БАДАН настаивал на обязательном внедрении этих инструкций и процедур, о чем уведомил руководителей подразделений в письменном виде. В воздушных гаванях бумаги тщательно изучили, и особо дотошные сотрудники заметили, что инструкции, мягко говоря, чем-то похожи на уже внедренные нормативно-правовые акты, за которые отвечает комитет гражданской авиации. А затем те же документы сравнили следователи управления расследования правонарушений в финансовой сфере комитета госдоходов. Вот так и появилось уголовное дело в отношении руководителей AMG.
И вот что любопытно: едва к деятельности компании стали проявлять интерес правоохранительные органы, как тут же швейцарец Бадан ушел на пенсию и покинул Казахстан. Новым гендиректором - председателем правления был избран наш соотечественник Аскар МУРАТБАЕВ, ранее занимавший должность заместителя Бадана. Еще раньше из аэропорта Астаны ушли сотрудники наземной службы Swissport - широко разрекламированное сотрудничество со швейцарцами закончилось тихо и без лишнего шума. То есть количество людей, которым можно задать вопрос про методологию, заметно сократилось.
Однако следователи комитета госдоходов даже в таких условиях пытаются разобраться, есть состав преступления в действиях руководителей AMG или нет. В числе прочих они допросили и уже бывшего председателя комитета гражданской авиации Бекена СЕЙДАХМЕТОВА. Он-то и объяснил, что, без исключения все казахстанские аэропорты, живут по законам Республики Казахстан и в своей работе обязаны использовать нормативно-правовые акты, утвержденные правительством нашей страны. Более того, они также отвечают всем требованиям ИКАО! А вот инструкции, положения и процедуры, написанные при поддержке швейцарских консультантов, нормативно-правовыми актами не являются. Впрочем, Бекена Кенеловича можно понять: если каждая управляющая компания будет разрабатывать для своих аэропортов собственные инструкции, то зачем тогда нужен государственный регулятор в лице комитета гражданской авиации? Получается, и без КГА можно разобраться, как досматривать ручную кладь и провозить оружие. Достаточно нанять швейцарцев, заплатить им 5-6 миллионов долларов и не нужен никакой уполномоченный орган!
Расследование этого уголовного дела еще не завершено, из-за чего большие неудобства испытывают руководители тех самых восьми аэропортов. Следователи комитета госдоходов по всей стране вызывают их на допросы, чтобы задать им очень неприятные вопросы. Например, какие инструкции в вопросах авиационной безопасности используют в аэропорту - нормативно-правовые акты, внедренные комитетом гражданской авиации, либо документы из методологии, разработанной швейцарскими консультантами? И тут очень сложно найти правильный ответ. Ведь если сказать, что используешь государственные инструкции, то это означает, что проигнорирован приказ руководства. Если же работаешь по методологии управления
аэропортами, то нарушаешь законодательство Республики Казахстан. Еще один сложный вопрос звучит так: “Улучшились ли показатели деятельности аэропортов с внедрением методологии управления аэропортами, разработанной ТОО “AMG”? Вот здесь бедным руководителям воздушных гаваней сказать вообще нечего. Дело в том, что все восемь аэропортов, находящихся под управлением квазигосударственной компании, каждый год заканчивают с убытками. Даже аэропорт Астаны со своими 3,5 миллиона пассажиров в год никак не может выйти в плюс. Но зато у них есть 18 документов, за которые швейцарцам заплатили 973 миллиона тенге…

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы


Поделиться
Класснуть