Мента закозлячить не западло
В Жамбылской области очередной скандальный процесс. Не громкий, а именно скандальный: слушается дело по обвинению в превышении должностных полномочий трех офицеров полиции из Шуского района. А потерпевшим по делу проходит - и это уже стало традицией - родственник лиц криминальной направленности, связанных с лидером известной ОПГ, базирующейся в Шуском районе.
В общем, опять “граждане бандиты”, опять Шуский район. Казалось бы, только-только страну сотрясали громогласные заявления о “ментовском беспределе” в Жамбылской области (сопровождавшиеся публичными самоподжогами), которые в итоге оказались оговорами и кляузами. Однако двоих офицеров полиции осудили: одного за то, что рапорт не так написал, другого за то, что к бандиту без стука вошел.
На очереди - следующие трое. И об одном из них мы уже писали: это бывший старший оперуполномоченный по борьбе с экстремизмом по Меркенскому, Кордайскому и Шускому районам управления ДВД Жамбылской области Улан ЕСЕНОВ. Обвинительный акт по нему подписал уже известный нам по громкому делу
Ерлана ЖИДЕШЕВА (которое в итоге оказалось пшиком: все тяжелые статьи со старшего оперуполномоченного УБОП были сняты судом) руководитель межведомственной следственно-оперативной группы (МСОГ) Генеральной прокуратуры РК Бекболат СМАГУЛОВ.
Так вот, Улан Есенов еще в 2013 году обратился в нашу редакцию в поисках справедливости. На него тогда завели уголовное дело по заявлению местной шпаны. Правда, шпана та была непростая. Выпестованная в “чудной долине” - родовом гнезде здешней наркомафии - и закаленная в боях с законом, эта чуйская братва, привыкшая подминать под себя неустойчивых стражей порядка, включила свои испытанные рычаги давления. Сначала наркобароны пытались купить Есенова, а когда тот отверг предложение наркодельцов стать их крышей, организовали на него поток заявлений: якобы майор полиции поочередно избивал их самих и их родственников то баллонным ключом, то монтировкой, то кочергой - орудие избиения трансформировалось с каждым новым заявлением (см. “Майор полиции Есенов: “Меня заказала мафия”, “Время” от 16.5.2013 г.).
В течение двух лет шесть раз прекращалось и возобновлялось возбужденное в отношении Есенова уголовное дело, пока не было прекращено окончательно. Все заявления на него были абсолютно голословными: ни у одного из так называемых потерпевших не было обнаружено ни одного следа побоев. Кстати, потерпевшие - случайно или нет - оказались родственниками криминального авторитета, лидера ОПГ “Алгинские” Серика АТАЕВА по прозвищу Сепа, отбывающего наказание за сбыт наркотиков и боеприпасов.
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но надломленный психологически этим следственным марафоном, сопровождавшимся постоянными угрозами бандитов, и не чувствующий себя защищенным родным ведомством Есенов, воспитывающий троих детей, решил уйти со службы. Он нашел себя на правозащитном поприще и последние два года занимался адвокатской практикой в южной столице.
Там его и задержали в августе прошлого года по делу четырехлетней давности. Уголовное преследование МСОГ возобновила именно в тот момент, когда завершалось следствие по делу старшего оперуполномоченного УБОП по Шускому и Мойынкумскому районам ДВД Жамбылской области капитана полиции Ерлана Жидешева (см. “Сюрприз от братана”, “Время” от 28.7.2016 г.). И похоже, не случайно. Есенов и Жидешев когда-то были коллегами, и каждый из них, по мысли следователей, мог дать обличающие показания на другого: Есенов - на Жидешева, Жидешев - на Есенова. В нынешние времена ведь это самый простой способ доказательства: зачем искать вещдоки, проводить экспертизы - добейся нужных показаний в рамках сделки со следствием и пиши обвинительный акт! Однако здесь так не получилось. И тот и другой офицеры полиции предпочли собственный арест оговору товарища.
В общем, перед руководителем МСОГ Смагуловым стояла архисложная задача: найти подтверждения вины Есенова, коли уж он посажен. И Бекболат Смагулов почти с ней справился. Почему “почти”? Потому что оснований для обвинения опера в якобы избиении кочергой сына и племянника жителя Шуского района Марата ЕШМАХАНБЕТОВА, ранее судимого за хранение боеприпасов (дело расследовал ДКНБ по Жамбылской области), он так и не нашел.
Дело пришлось закрыть. Зато то дело, где потерпевшим проходил Саттибек БАЗАРБАЕВ (тот самый Саттибек по прозвищу Сатко, что в 2012 году предложил вновь назначенному в Шуский район оперу Улану Есенову крышевать заготовку и сбыт марихуаны в предпесковой зоне), расцвело новыми яркими эпизодами и уголовными статьями “похищение человека” и “оставление в опасности”.
- По новой версии следствия, все было так: 10 августа 2012 года Улан Есенов, участковый инспектор Шуского РОВД Жансерик КУРМАНАЛИЕВ (сейчас привлекается вместе с Есеновым) и некое лицо в форме спецназовца и в маске приехали на фазенду Саттибека Базарбаева, вытащили его из юрты, отвезли за пару километров и потребовали, чтобы он дал показания на лидера ОПГ Серика Атаева, - рассказывает адвокат Есенова и Курманалиева Талгат БЕЙСБЕКОВ (на снимке). - При этом Есенов будто бы ударил Базарбаева баллонным ключом. И вот сейчас, спустя четыре года, этот баллонный ключ вдруг появился, как будто специально ждал прокурора Смагулова: его якобы нашел потерпевший! Ну, такого уже даже в РОВД не делают. Но это еще не все. Базарбаева вернули обратно в юрту, а вскоре к нему вновь приехал Курманалиев и еще один участковый Ерболат ТЛЕУЖАНОВ (он проходит третьим обвиняемым по делу). Они снова забирают Базарбаева, увозят в пески и неподалеку от зимовки “Ит олген” бросают на съедение “хищникам, ядовитым рептилиям и насекомым”. Я, прочитав в обвинительном акте про рептилий, честно говоря, поразился: откуда в пустыне крокодилы и динозавры? Но Смагулов, видимо, имел в виду змей. Просто змеями никого не удивишь, а если сказать “ядовитые рептилии”, то это, несомненно, произведет впечатление!
Да, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. А суть в том, что никаких избиений и похищений Базарбаева, скорее всего, не было и быть не могло. Об этом свидетельствует аудиозапись, сделанная скрытно Уланом Есеновым, где Саттибек Базарбаев в разговоре с полицейским уверяет его, что всю эту историю с баллонным ключом зачем-то придумал его отец, а у него к полицейским нет никаких претензий.
Как отнесется Фемида ко всем этим баллонным ключам-нежданчикам, хищникам и рептилиям, покажет судебный процесс.
Однако эта, мягко говоря, странная ситуация с непрекращающимся преследованием полицейских вызывает недоумение.
И не только у нас. На днях в редакции побывала делегация из Шуского района и передала открытое обращение жителей Жамбылской области, ветеранов ОВД, правозащитников к президенту РК, генеральному прокурору и председателю КНБ.
“У нас наметилась опасная тенденция: криминальные круги и организованная преступность нашей области целенаправленно уничтожают офицеров полиции, задействованных на оперативной работе, - пишут почетный железнодорожник РК Отан МОЛДАБАЕВ, председатель совета ветеранов Шуского РОВД и почетный житель Шуского района Болат КУНЧАШЕВ, почетный ветеран МВД РК, председатель ветеранской организации органов внутренних дел Жамбылской области полковник запаса Орнек СМАИЛОВ и другие: железнодорожники, сельские труженики, учителя и врачи (всего 45 подписей). - Такая ситуация возмущает и тревожит нас, жителей области. Ведь цель криминалитета - не только запугать сотрудников полиции, подмять их под себя, но и продемонстрировать населению свою безнаказанность и вседозволенность. И неудивительно, что жители Шуского района уже неоднократно выходили на массовые митинги в защиту полицейских.
Сейчас преступники подняли голову и открыто угрожают нашему спокойствию. В области и в Шуском районе возросло число преступлений, характерных для оргпреступности: это грабежи, разбои, вымогательства. Зачастую эти преступления имеют латентный характер, так как люди запуганы разнузданностью уголовного мира и боятся писать заявления”.
Далее авторы письма просят восстановить справедливость в отношении офицеров полиции и навести порядок в области.
- В Шуском РОВД сейчас 24 вакансии, потому что никто уже не хочет служить в полиции, - высказывается о ситуации полковник запаса Болат Кунчашев. - А не хотят, потому что видят: те, кто проявляет рвение и неподкупность в борьбе с преступным миром, в результате оказываются на скамье подсудимых. И ребята сейчас работают без настроения, без инициативы, без огонька, чтобы не нарваться. А криминалитет уже понял, что полиция боится, и поднял голову. Уже снова пошел рэкет на рынке, в общем, запахло 90-ми… Просто обидно: с чем мы боролись когда-то, все возвращается. Теряются позиции…
- А знаете, как говорят сейчас в преступном мире? “Мента закозлячить не западло!” - делится своим видением теперь уже бывший оперуполномоченный УБОП ДВД Самат ИРГЕБАЕВ (тот самый, что обвинялся в доведении до самоубийства осужденного преступника Ерлана БЕКТЕБАЕВА по прозвищу Спэк, прославившегося на весь Казахстан самоподжогом у стен “Нур Отана” (см. “Угар самоподжога”, “Время” от 23.6.2016 г.), и в результате был осужден за служебный подлог (не так составил рапорт. - Г. В.). - Идет жестокая война криминалитета против нас, полицейских, на вооружение взяты методы доносов и оговоров, и они еще как срабатывают! И получается, что мы - проигравшая сторона в этой войне.
Галина ВЫБОРНОВА, фото автора, Жамбылская область