Идёт охота на детей
Педагоги, прокуроры, министры, общественность страны бьют в набат. Они призывают родителей быть бдительными и защитить детей от неизвестных киберкиллеров, спрятавшихся за мониторами компьютеров и экранами смартфонов.
Шымкент
Только за последние три дня с заявлениями к правоохранителям региона обратились девять человек, чьи дети оказались участниками смертельно опасных игр “Синий кит”, “Море китов”, “Тихий дом”, “Хочу в игру”, “Разбуди меня в 4.20”.
Благодаря предупреждениям учителей и прокуроров родители школьников стали интересоваться интернет-жизнью своих чад. Для некоторых мам и пап экскурс в виртуальную реальность детей стал кошмарным откровением.
- 8 февраля в Абайский отдел полиции Шымкента обратилась мать 11-летнего мальчика, которая сообщила, что ее сыну со скрытого номера звонил неизвестный мужчина и предложил поиграть в “Синего кита”, - рассказал на специально организованной встрече с педагогами и представителями родительских комитетов школ города и.о. заместителя прокурора Южно-Казахстанской области Хали МАМАТАЕВ. - Установлено, что ребенок зарегистрировался на странице “ВКонтакте” и получал задания. Когда же мальчик испугался и отказался продолжить игру, неизвестный стал слать ему сообщения с угрозами. Со своими страхами ребенок прибежал к матери, и та тут же обратилась в полицию. Сейчас устанавливается личность того, кто вовлек школьника в опасную игру, а также его пособников.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА
Костанай
Две девушки-подростка совершили попытку суицида из-за сетевой игры “Синий кит”.
Они нанесли себе ножом порезы на руках, повредив кровеносные сосуды, после того как получили “распоряжения” об этом от некоего магистра смертельно опасной интернет-игры.
Отец одной из девушек, заметив порезы, проверил аккаунт дочери в соцсети “ВКонтакте” и нашел там сообщения приказного характера. Поняв, что дело уже приняло нешуточный оборот, он обратился в полицию. Там сразу же взялись за расследование, возбудив уголовное дело по части 3 статьи 105 УК (доведение лица до покушения на самоубийство путем угроз, совершенное в отношении несовершеннолетнего), санкция которой предусматривает ограничение либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. Причем расследуются сразу оба случая.
Начальник управления Костанайской облпрокуратуры Кайрат ЖУСУПОВ подтвердил информацию о производстве расследования, отметив, что надзорный орган держит его ход на строгом контроле.
- Мы просим родителей стать более внимательными к своим детям, быть в курсе того, чем они занимаются во Всемирной сети, - сказал К. Жусупов.
В ДВД Костанайской области уклонились от прямого разговора на эту тему, предложив прислать им запрос, “ответ на который будет дан в установленные законом сроки”.
Между тем с помощью мессенджера Whatsapp костанайцы пересылают друг другу распоряжение руководителя Костанайского райотдела образования Маржан САЛМАГАМБЕТОВОЙ, в котором говорится о срочной необходимости выявления детей, попавших под воздействие суицидальных игр. Руководителям школ предлагается с помощью программистов провести мониторинг соцсетей, используя ряд хэштегов. Причем делается это “по экстренному распоряжению прокуратуры”…
Стас КИСЕЛЁВ
Актау
В этом городе появился первый (и, будем надеяться, единственный) пострадавший от интернет-игры “Синий кит”.
- Я выполнил второе задание куратора игры - нанес более 70 порезов лезвием от точилки на левой руке, - рассказал подросток журналистам, заметив, что он знал о последствиях смертельной игры и поэтому выполнять последнее задание не собирался.
- К счастью, порезы не глубокие, никакой опасности не представляют. Сам мальчик говорит, что узнал об этой игре от друга и ему стало интересно, какие там дадут задания. Сейчас с пострадавшим подростком работают психологи. Мы проводили беседы с детьми, но сейчас информация об игре распространяется как вирусная реклама. Люди интересуются, что это такое и почему об этом говорят, - сообщила руководитель отдела воспитательной работы Мангистауского облуправления образования Алмажай РАИНБЕРДИЕВА.
После этого случая школьникам запретили приносить смартфоны в школу.
Между тем, по сообщению пресс-службы областного ДВД, в полицию поступило четыре заявления от родителей подростков, призывающих выявить и наказать кураторов опасной игры. Они зарегистрированы в реестре досудебных расследований УВД Актау, проводятся следственные действия.
Андрей СКВОРЦОВ
Караганда
Cамоубийство 19-летней карагандинки Галины СИБИРЯКОВОЙ (см. “Черное дело “Синего кита”, “Время” от 8.2.2017 г.) вызвало, судя по всему, изрядную нервозность в правоохранительных органах. В МВД, не дожидаясь результатов расследования, уже заявили, что нет причинно-следственной связи между этой трагедией и черным влиянием соцсетей.
Девушка покончила с собой в ночь на 6 февраля, повесившись в ванной комнате квартиры, где проживала вместе с родителями и двумя младшими братьями. Близкие не замечали ничего странного в поведении Гали. Но после ее гибели попытались отыскать причины, подтолкнувшие ее к страшному шагу.
- Родители решили проверить ее ноутбук и мобильник. - рассказывает тетя погибшей Нина ГЕЙН. - В компьютере было все стерто, кроме дипломной. Телефон оказался заблокированным. Когда его вскрыли, нашли суицидный видеоролик с надписью “Синий кит”.
Помимо этого в мобильнике также обнаружился фотофайл записки с наименованиями опасных сетевых игр.
- Галя постоянно зависала в телефоне, никому его не давала и блокировала его, - поделилась наблюдениями ее подруга Анастасия АННИКОВА. - Обычно она была оптимистично настроена, но в последнее время ощущалось, что ее что-то угнетает.
- Еще она с кем-то по скайпу общалась, кому-то деньги на электронный счет отправляла. Ей присылали видео с “Синим китом”, - добавляет другая подруга Виктория ЕФИМОВА.
На этом основании родственники Галины и заподозрили, что она могла стать жертвой интернет-провокаторов или так называемых групп смерти.
Но в полиции, похоже, не желают рассматривать эту версию в качестве основной. Об этом свидетельствует достаточно противоречивое заявление официального представителя МВД Алмаса САДУБАЕВА, сделанное 7 февраля: “По факту смерти Сибиряковой проводится досудебное расследование по статье 105 УК РК “доведение до самоубийства”. Информация о том, что самоубийство было совершено под влиянием социальных сетей, является недостоверной”. То есть, несмотря на то что следствие еще не пришло к каким-либо выводам, в полицейском ведомстве уже отвергли причастность суицидальных групп к случившейся трагедии.
Ирина МОСКОВКА, фото с сайта tengrinews.kz
Комментарий в тему
Об этом нельзя молчать
Николай НЕГАЙ (на снимке), замдиректора Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии.
- Увы, но широкое распространение информации в СМИ и соцсетях об игре “Синий кит” и ей подобных спровоцировало дополнительный интерес к ним. У нас есть информация, что посещение сайтов увеличилось в несколько раз. Даже те подростки, которые не знали о них, после шумихи побывали на этих сайтах. Это, конечно, плохо. Поэтому хотелось бы, чтобы названия таких порталов как можно меньше муссировались.
- Но когда специалисты так говорят, их обвиняют в замалчивании проблемы...
- Никто не призывает к замалчиванию. Говорить о суицидах не то что можно - нужно. Но делать это правильно, четко и всегда показывая пути выхода из ситуации. Это самое главное. Если у вас есть какие-то проблемы, вы видите, что с вашими ребенком, другом что-то не так - звоните на специальные телефоны “горячей линии”, которые есть во всех регионах. Там вам объяснят, что нужно делать и как правильно себя вести.
- Игра “Синий кит” существовала раньше?
- До этой шумихи я о ней не слышал, но знал о многих других, подобных ей. Они появлялись, но их оперативно закрывали. Работа на самом деле проводится огромная: несколько тысяч сайтов, связанных с пропагандой суицидов и насилия, заблокировали только в прошлом году. Но нужно понимать, что они очень быстро открываются вновь - достаточно изменить одну букву или добавить символ в их название. Плюс поисковые слова, на которые открываются такие сайты, одни и те же, поэтому их легко найти. Я не могу сказать, сколько подростков пострадало именно от этой игры - у меня нет таких цифр, но ситуация постоянно мониторится, к этому сейчас приковано все внимание.
Подростковые суициды - это хроническая проблема, которая требует глобальных изменений и серьезных решений. Сейчас мы внедряем большую программу превенции суицидов. Это происходит не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее мы обучаем всех педагогов, школьных психологов, врачей общей практики, чтобы они знали, как реагировать на проблемы, возникающие в подростковой среде. Они должны знать, как пресекать такие моменты.
- Каков сейчас уровень суицидов среди несовершеннолетних в Казахстане?
- В последние годы он достаточно серьезно снижается. За последние пять лет эти цифры уменьшились более чем на 40 процентов - ранее мы фиксировали до 300 суицидов несовершеннолетних в год. В 2015 году был 201 такой случай, в прошлом - 175.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
ОТ РЕДАКЦИИ А не потому ли звучат такие малологичные заявления от правоохранительных структур, что им, по большому счету, нечем похвастать на ниве борьбы с киберпреступностью? К примеру, ничего не сообщается о создании какого-нибудь спецподразделения по превентивной борьбе с интернет-провокаторами. Ведь, как показывают тревожные события, одних многотысячных блокировок сомнительных сайтов, о чем бодро рапортуют правоохранители, и призывов к общественности и СМИ не раздувать скандальную тему, увы, очень и очень мало.
Бесплатная круглосуточная “горячая линия” помощи, работающая по всему Казахстану: 150