Что это было?
ЧП в здании Генпрокуратуры, случившееся 6 декабря, когда Майра РЫСМАНОВА, приехав в столицу из Шуского района Жамбылской области, совершила демонстративный самоподжог - “в знак несогласия с приговором сыну”, естественно, привлек внимание казахстанцев и к ней, и к ее сыну. Что же это было?
В последнее время Ербол Ахметов “прописался” в выпусках новостей казахстанских телеканалов и на страницах газет.
Спрашивается: кто такой этот осужденный, чем он знаменит?
Ербол Ахметов отбывает наказание в колонии строгого режима УЕС 164/8 Северо-Казахстанской области, но сейчас в связи с проведением следственных действий и судебного процесса по другому делу “квартирует” в СИ-13 Тараза. 7 декабря - в момент этапирования обратно на зону - Ахметов прокусил застарелые раны, полученные в результате предыдущих актов членовредительства. Собственно, именно это послужило причиной его возвращения в таразский СИЗО.
А вот что сообщили корреспонденту “Времени” в управлении по борьбе с организованной преступностью ДВД Жамбылской области, где наш герой давно уже стоит на учете как один из лидеров ОПГ “Шуские” по кличке Бинджо.
Первый раз Ербол Ахметов был привлечен к уголовной ответственности в 20-летнем возрасте в июле 2008 года по статье 175, часть 2, п. “а”, УК (тайное хищение чужого имущества группой лиц по предварительному сговору). Однако дело тогда было прекращено “в связи с примирением с потерпевшим”.
Но через несколько месяцев Ахметов вновь попадается. Новое преступление ему уже не сошло с рук: 4 апреля 2009 года приговором Шуского районного суда он был осужден по статье 181, часть 3, и статье 251, часть 1 УК (вымогательство и незаконное хранение огнестрельного оружия) и приговорен к 6 годам лишения свободы.
По данным сотрудников уголовно-исполнительной системы, в учреждении ЖД-158/2 Ахметов, “продолжая свои противоправные деяния, зарекомендовал себя как осужденный отрицательной направленности, придерживающийся так называемой воровской субкультуры”. В результате в ноябре 2011 года в отношении его было возбуждено уголовное дело по статье 360, часть 1 УК (злостное неповиновение законным требованиям администрации исправительного учреждения), которое в январе 2012 года было прекращено по амнистии.
В феврале 2013 года по представлению администрации колонии суд № 2 Тараза своим решением перевел “злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания” из колонии в тюрьму на неотбытый срок - 1 год 8 месяцев 4 дня. Так Ахметов попал в учреждение УК-161/12 в Аркалыке Костанайской области, где отбывают наказание такие же, как он, “злостные нарушители”.
В 2014 году Ахметов выходит на волю, а в феврале 2015-го его задерживают в рамках оперативно-розыскных мероприятий с героином и гашишем. 15 июня 2015 года Шуский райсуд приговаривает его к четырем с половиной годам лишения свободы. И Ербол опять отправляется на север.
Но 19 ноября того же года его возвращают в Тараз, где специальная выездная группа Генеральной прокуратуры проводит с ним следственные действия, в рамках которых он уже не обвиняемый, а “потерпевший” - по уголовному делу старшего оперуполномоченного УБОП ДВД Жамбылской области Ерлана ЖИДЕШЕВА, якобы нанесшего Ахметову телесные повреждения. В итоге прошедший недавно суд над опером Жидешевым факт нанесения телесных повреждений не установил (см. “Освобождён и... арестован”, “Время” от 22.11.2016 г.).
О том, как Ахметов-Бинджо вел себя в СИ-13 Тараза, красноречиво свидетельствует справка, полученная от администрации изолятора. Поскольку сейчас в соцсетях (и не только) вокруг его фигуры кое-кто создает ореол “невинного агнца”, которого якобы “подставили” силовики, позволим себе расширенную цитату из этого документа:
“Ахметов Е. систематически создает конфликтные ситуации, при этом угрожает совершением акта членовредительства, а также написанием жалоб и заявлений на якобы имеющиеся факты неправомерных действий со стороны сотрудников учреждения в органы прокуратуры и другие вышестоящие надзорные инстанции. Наряду с этим Ахметов Е. занимается распространением “воровских понятий”, а также подбивает основную массу спецконтингента к неповиновению законным требованиям администрации СИ в целях послабления режима содержания и налаживания так называемого черного хода.
За время содержания в СИ-13 Ахметов Е. за различные нарушения 5 раз привлечен к дисциплинарной ответственности: один раз ему было объявлено замечание, два раза объявляли выговор, и два раза он водворялся в карцер. Однако для себя должных выводов не сделал.
Так, 5.9.2016 года примерно в 22.00 осужденный Ахметов Е., находясь в помещении карцера, стал вести себя вызывающе, разбил электрическую лампу и осколком стекла стал наносить себе порезы на руки и биться головой о стены, тем самым создавая неблагоприятную обстановку для работы учреждения. Далее, продолжая свои хулиганские действия, оскорбляя сотрудников, пытавшихся оказать ему медицинскую помощь, с особой дерзостью сорвал с нагрудного кармана форменной одежды инспектора режимного отдела Кушербаева М. видеофиксатор, затем схватил рацию и разбил их ударом о пол, сопровождая все это угрозами и оскорблениями в адрес сотрудников учреждения”.
Многие в Таразе утверждают: Бинджо снискал себе небывалый “авторитет” в криминальных кругах тем, что ему удалось “посадить мента” (Ерлан Жидешев провел несколько месяцев за решеткой).
Ну а что же с тем приговором по наркотикам полуторагодичной давности, из-за которого пошла на самоподжог мать Ербола Майра Рысманова?
- После того как вышестоящая судебная инстанция оставила этот приговор в силе, не найдя оснований для его отмены, вердикт суда больше не был обжалован, - прокомментировал ситуацию газете “Время” председатель судебной коллегии по уголовным делам Жамбылского областного суда Нурмухаммат АБИДОВ.
- То есть Ахметов по закону может обжаловать его в Верховном суде? - спросила наш корреспондент.
- Да, конечно, - подтвердил судья Абидов.
Да уж, вот это поворот! Непонятно только одно: зачем тогда Майре Рысмановой, которая, по данным медиков, сейчас в больнице в тяжелом состоянии, понадобилось поджигать себя?
Галина ВЫБОРНОВА, стоп-кадр с камеры видеонаблюдения, Тараз