4168

Забойный синдром

К чему приводит гонка за планом при нехватке работников

Трагедия на шахте “Саранская” (см. “На-гора не поднялись...”, “Время” от 12.11.2016 г.) наглядно продемонстрировала, к чему приводит пренебрежение нормами безопасности. И как бы руководители АО “АрселорМиттал Темиртау” не твердили о своих переживаниях за жизни и здоровье горняков, реальное положение дел в компании говорит об обратном. Можно сейчас делать ссылки на технические нюансы аварии, переводить стрелки на неквалифицированный персонал, но это лишь последствия главной проблемы - нехватки кадров. Как считает председатель профсоюза угольщиков “Коргау” Марат МИРГАЯЗОВ (на снимке), компания настолько заигралась с оптимизацией штата, что оставшиеся работники попросту не в состоянии уследить за исполнением всех требований безопасности. 

Во время оглашения заключения по расследованию причин группового несчастного случая на шахте “Саранская”, глава спецкомиссии, заместитель председателя комитета индустриального развития и пром­безопасности Нурбек КУНАНБАЕВ отметил, что в этом году госинспекторы проводили проверку на шахте. Они выявили свыше полутора тысяч нарушений! В адрес АМТ были направлены соответствующие предписания об устранении. По итогам проверки к ответственности привлекли 37 человек, семь из которых отстранили от должностей, еще 22 оштрафовали. Чуть позже компания отчиталась, что хозяйство приведено в порядок, мол, беспокоиться не о чем. А потом пришла беда и всплыли такие детали, что невольно ужасаешься царящей под землей действительностью.
- К монтажу пассажирской кабины (из-за отрыва которой от дизелевоза погибли четыре и пострадали еще четверо человек. - И. М.) привлекли неквалифицированный персонал. При этом контроль со стороны инженерно-технических работников отсутствовал вследствие их недостаточности, - сообщил Нурбек Кунанбаев. - Почему так вышло? Еще три-четыре года назад в штате ИТР было 38 работников, а сейчас осталось только 22. Технадзор, состоящий из механиков, сократили с шести до одного человека. Убрали четырех помощников, которые должны были в разные смены выходить, а также инженера-энергетика. И вот результат! Все из-за нехватки людей!
Проще говоря, вместо специально обученных монтажников злополучную вагонетку по указанию руководства устанавливали машинисты. Правильность их работы никто не проверил. Поэтому и неудивительно, что ее присоединили к монорельсовой дороге двумя разными креплениями - шарнирным и с жесткой сцепкой. Вероятно, рабочие взяли детали, имеющиеся под рукой. Но это еще не самое страшное. По-настоящему преступной была отправка пассажирской кабинки по маршруту, в котором она не помещалась из-за своих габаритов. Как выяснили члены комиссии, вагонетка цепляла на своем пути противопожарные трубы и прочие шахтные конструкции. То есть дизелевоз тащил ее через препятствия. Вдобавок стало известно, что завод-изготовитель плохо приварил проушины креплений, вот они и не выдержали, оборвались… А ведь согласно документации АМТ прохождение пассажирской кабинки по этому маршруту испытывали в прошлом году, и она якобы шла как по маслу.
Всего в ходе расследования спецкомиссия пообщалась с 40 работниками шахты “Саранская”. 16 из них ныне отстранены от работы и, по всей вероятности, вскоре станут фигурантами уголовного дела. Примечательно, что представители “Арселора” не пустили журналистов на публичное оглашение результатов работы комиссии в зал, где находились эти люди. Причем пресс-служба компании сослалась на соответствующее пожелание, будто бы прозвучавшее со стороны членов самой комиссии. Однако Нурбек Кунанбаев в ходе общения с представителями СМИ был весьма удивлен таким положением вещей.
- Ничего подобного не было! Наоборот, мне было бы гораздо легче зачитать выводы один раз, а не повторять их снова перед вами, - пояснил председатель комиссии.
Кроме того, он выразил возмущение по поводу пресс-релиза, распространенного АМТ в разгар расследования. В нем недвусмысленно утверждалось, что ЧП произошло по вине работников шахты.
- Я с таким сталкиваюсь впервые, что до окончания работы комиссии кто-то делает подобные заявления, - пояснил Нурбек Кунанбаев. - Еще раз отмечу, что стопроцентная вина за аварию лежит на работодателе. А распространенные ими ранее сведения считаю очень некорректными.
Конфликт с недопуском журналистов на публичное оглашение попытался сгладить директор угольного департамента “АрселорМиттал Темиртау” Евгений РОМАЩИН.
- Там присутствовали люди, которые работают на шахте. Для людей, которые оказались в списке, - это большой стресс. И присутствие журналистов могло усугубить ситуацию, - пояснил он.
Но, похоже, компания беспокоилась вовсе не о психологическом состоянии сотрудников, ставших потенциально подозреваемыми в уголовном деле, а за то, чтобы корреспонденты не услышали их мнения.
- Вообще, стоял вопрос об увольнении этих 16 человек. Но мы заняли принципиальную позицию и смогли их отстоять, - говорит председатель профсоюза угольщиков “Коргау” Марат Миргаязов. - Конечно, утверждать, что все они будут привлекаться к ответственности в рамках уголовного дела, пока нельзя, но, по всей вероятности, так и будет. Впрочем, мы и дальше намерены прилагать все усилия, чтобы помочь всем горнякам, попавшим в список комиссии. Если надо будет, то обратимся за помощью в парламент и к президенту. Я считаю, что если бы компания обеспечила стопроцентную штатную численность на предприятии, создала все условия для безопасного труда, тогда претензии к работникам могли бы быть обоснованными. Возможно, вина сотрудников в чем-то и усматривается, однако в первую очередь ЧП произошло из-за неправильной позиции “АрселорМиттал Темиртау” в кадровых вопросах. Вот до чего доводит оптимизация численности персонала и гонка за выполнением плана! Специалистов на шахтах уже не осталось, молодежь некому обучать!
- На встрече с журналистами глава угольного департамента АМТ Евгений Ромащин сообщил, что за последний год с шахт уволилось около полусотни горняков, а пришли туда работать около 1200 человек. Означает ли это, что ситуация улучшается?
- У нас расчеты по нехватке кадров уже давно готовы. Еще три года назад в штате не хватало семьсот человек, в нынешнем году эта цифра возросла до тысячи! - говорит Марат Миргаязов. - Профсоюз через депутатов вышел на правительство с просьбой создать комиссию и установить новые нормативы численности рабочих на предприятиях АМТ. Работа идет, и, полагаю, случившаяся трагедия еще больше подстегивает к скорейшему принятию решения по этой проблеме. Новый директор угольного департамента Ромащин необходимость увеличения штата понимает. А вот люди из Лондона - нет. Они ни разу в шахту не спускались, но зато считают, что сокращение персонала помогает извлекать дополнительную прибыль.
Такой вот суровый бизнес, когда компенсации за смертельные трагедии для работодателя дешевле полной комплектации штата. А в случае чего еще и всех собак на работяг можно навешать...

Ирина МОСКОВКА, фото автора и с сайтов nv.kz и ria.ru, Караганда

Поделиться
Класснуть