3372

Детки, каково вам в клетке?

Правозащитники свидетельствуют: в Казахстане участились факты жестокого и грубого обращения с несовершеннолетними, попавшими под следствие или осужденными за нарушение закона. Наибольший шок борцы за права детей испытали после общения с четырьмя малолетними преступницами. Девочки признались: во время следствия их держали в одной камере с… мужчинами-рецидивистами! А ведь казахстанское законодательство запрещает содержать в одной камере несовершеннолетних (тем более девочек) и взрослого преступника, будь то мужчина или женщина!

По словам регионального директора Международной тюремной реформы по Средней Азии Азамата ШАМБИЛОВА, несовершеннолетние чаще подвергаются насилию и пыткам именно во время следствия, когда находятся в камерах полицейских участков.
- Дети напуганы и крайне редко идут на контакт, - говорит правозащитник. - Те же, кто пересилил страх перед возможным наказанием за откровенность, рассказали: их избивали, чтобы получить нужные следствию показания, некоторых держали в камерах РУВД больше трех суток, что запрещено казахстанскими законами. Страшно другое: большинство детей, подозреваемых в преступлениях, вообще не хотят жаловаться на полицейский произвол. Видимо, им крепко вдолбили в головы: жалобы ничего не изменят...
Но нашлись смельчаки, не побоявшиеся заявить: полицейские, чтобы выбить показания, нередко применяли против детей… электрошокеры - спецсредство, которое закон категорически запрещает использовать против несовершеннолетних, беременных женщин и стариков. Наши стражи закона зачастую этот закон или не знают, или сознательно игнорируют. Что же до различных рекомендаций ООН и международных правозащитных организаций, то в следственных органах и исправительных учреждениях о них вообще не слышали. Между тем международные стандарты запрещают одиночное заключение детей и содержание малолетних сидельцев вместе со взрослыми. Кстати, это же прописано и в казахстанском законодательстве. Но одно дело - буква закона, и совсем другое - реальность.
- В Казахстане нет отдельных следственных изоляторов для несовершеннолетних, нет отдельных камер в РУВД, для мальчиков открыли воспитательную колонию в Алматы, девочки же отбывают наказание в женской колонии, их поместили в отдельное изолированное помещение, - говорит правозащитница Ардак ЖАНАБИЛОВА. - Мы много говорим о снижении тюремного населения, наши законы становятся гуманнее, но когда речь заходит о нарушении прав человека, особенно ребенка, сотрудники пенитенциарной системы делают вид, что ничего не происходит.
Пока руководство КУИС шлет в прессу бравурные рапорты о “совершенствовании и гуманизации уголовно-исполнительной системы”, правозащитники предают огласке душераздирающие признания малолеток, оказавшихся за решеткой. “Я находился в ИВС вместе со взрослыми, некоторые из которых уже ранее были осуждены”, “Четыре сотрудника полиции арестовали меня по подозрению в изнасиловании. Они привезли меня в РОВД и били по голове, спине и поч­кам. Мне под ногти засовывали иголки. Они арестовали меня около 8 часов вечера и избивали до 3 часов утра в ИВС”, “Я был избит до такой степени, что дал ложные показания и взял чужое преступление на себя”, “Меня заставили надеть противогаз, били по почкам и в грудь” - вот лишь малая толика таких откровений, добытых активистами-общественниками. Немало задокументировано детских свидетельств о жестоких нравах, царящих в центрах адаптации несовершеннолетних (ЦАН). Их обитателей бьют как “сокамерники”, так и сотрудники, большинство которых бывшие полицейские и тюремные надзиратели. Правозащитники провели среди персонала восьми казахстанских ЦАН анонимное анкетирование и выяснили: избиение детей опрошенные считали одним из методов перевоспитания. “В спецшколы поступают дети со сложным характером, с ними трудно работать, а зарплата у нас низкая...” - вот самый популярный ответ на вопрос о причинах нарушений детских прав.
Спрашивается: как мы можем снизить количество тюремного населения, оградить малолетних преступников от рецидива, если еще на стадии следствия они сидят в одной камере с уголовниками, перенимают от них зоновские понятия? Соседняя Киргизия, как выяснилось, уже опередила нас: по словам Улана ТУРГУНБЕКОВА, начальника следственного изолятора детской колонии при Главном управлении исполнения наказаний Минюста КР, у них имеется отдельный СИЗО для малолеток:
- Это дало нам возможность оградить несовершеннолетних от влияния рецидивистов: с начала следствия малолетку помещают в наш СИЗО, расположенный на территории детской колонии. Если суд признает его виновным, то он сразу же попадает в колонию, минуя этапы, во время которых и дети, и взрослые, и женщины едут в одном вагоне. Нашими законами, как и казахстанскими, запрещено совместное содержание детей и взрослых, поэтому мы открыли детский СИЗО.
Так, может быть, нашим куисовским бастыкам стоит съездить в соседнюю страну за, так сказать, передовым опытом? Чтобы гости из дальнего зарубежья, частенько приезжающие к нам на конференции и “круглые столы”, не делали такие же круглые глаза, узнавая о девочках, сидящих в одной камере с мужчинами, или о пытках детей электрошокером ради показателей раскрываемости преступлений. Кто завтра вырастет из малолеток, прошедших Крым и рым взрослой тюремной жизни?
Тут уж, согласитесь, за державу становится не просто обидно, а по-настоящему страшно.

Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана - Алматы

Комментарии в тему 

Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Загипа БАЛИЕВА:
- Проблему перевоспитания трудных подростков можно решить путем создания центров поддержки семей, позволяющих передать детей в приемные семьи. Работа с подростками имеет свою специфику, там должны работать специально обученные люди. В Казахстане сейчас 5,5 миллиона детей, это четвертая часть всего населения. При этом не все дети окружены заботой и вниманием родителей. Ежегодно на учет попадает более 12 тысяч неблагополучных семей, а это более 18 тысяч детей...

Судья Верховного суда Галия АК-КУОВА:
- Для несовершеннолетних, когда они несут ответственность за свои преступления, закон устанавливает дополнительные гарантии и меры к охране их интересов. Каждый день мы становимся свидетелями случаев насилия в отношении детей - и это только те факты, которые смогли получить огласку. А ведь особые условия специальных учреждений не дают возможности быть услышанными! Во всех подобных ситуациях государство несет прямую ответственность за обеспечение полного выполнения обязательств по отношению к детям и защиту их прав.

Поделиться
Класснуть