Опасный пациент
Сбежавшим из алматинской психушки, но позже, к счастью, пойманным оказался мечтающий о джихаде салафит
На прошлой неделе правоохранительные органы Алматы были в буквальном смысле слова поставлены на уши: по всему городу разыскивали некоего Каната КУЖАМБЕТОВА, сбежавшего из психиатрической клиники. Пресс-служба ДВД даже разослала ориентировку на 33-летнего мужчину. Пациент центра психического здоровья бегал от врачей недолго: 10 августа он самовольно покинул палату, а 12-го числа его задержали в компьютерном клубе “Страйк”, что в Медеуском районе южной столицы. Ничего криминального за это время он сделать не успел. Почему Кужамбетова искали так рьяно?
Как только его фото появилось в соцсетях и телеэфире, многие задались вопросом: а что, собственно, натворил пациент психиатрической лечебницы, если его так активно разыскивают? Вскоре подоспели подробности: молодой мужчина, как выяснилось, 19 июля был подвергнут административному аресту сроком на десять суток за... выброшенный на улице окурок! Отмотав свой срок, он перебрался в лечебницу. Причем, как заверил наших коллег с Tengrinews директор психлечебницы Куаныш АЛТЫНБЕКОВ, пациент принимал лечение на добровольной основе. То есть сам подписал согласие на госпитализацию, но однажды вечером вдруг решил, что уже здоров, и самовольно покинул палату. Получается, что парень-то совершенно безобиден и самый страшный его проступок - не донес бычок до урны. А потом так раскаялся, что даже решил полежать в психушке… Да и на фото Кужамбетов не выглядел как постоялец лечебницы Аркхем из сериала про Бэтмена. Обычный, можно сказать, среднестатистический казахстанец. Зачем же его объявлять в республиканский розыск?
Но все оказалось намного хуже, чем нам рассказали. Канат Кужамбетов страдает хронической шизофренией и состоит на постоянном учете в психоневрологическом диспансере Восточно-Казахстанской области. И является ярым приверженцем нетрадиционного религиозного течения салафизм! Именно это было указано в оперативно-полицейской ориентировке по поиску сбежавшего пациента.
В тех же сопроводиловках значится, что Кужамбетов в своем окружении пользуется псевдонимом Махди. Если кто не знает, то Махди - это последний преемник пророка Мухаммеда, который должен появиться на Земле накануне конца света. Иногда Кужамбетов называл себя Зульфикаром - мечом пророка Мухаммеда. Согласно легендам, это оружие обладает магическими свойствами и защищает мусульманский мир от врагов.
Но одно дело - придумывать себе имена, и совсем другое - призывать своих религиозных сподвижников к джихаду. Именно этим занимался Кужамбетов. Он неоднократно высказывался в поддержку вооруженного конфликта в Сирии, а также всерьез обсуждал возможность атаки на здания правоохранительных органов в Казахстане. И даже был готов совершить самоподрыв - по крайней мере, так указано в его личном деле.
Конечно, кому-то может показаться, что поддержка на словах войны в Сирии или обсуждение возможного теракта в Казахстане не более чем болтовня. Однако Канат занимался не только разговорами. В Усть-Каменогорске, где он постоянно проживал, мужчина пытался вербовать несовершеннолетних подростков, объясняя им, что такое джихад, и на правах “преемника пророка” раздавая им религиозные имена. За это административным судом Усть-Каменогорска в декабре 2014 года мужчина был оштрафован на 100 МРП. В суде Кужамбетов раскаялся и обещал больше никогда не заниматься миссионерской деятельностью. Однако...
Выяснилось, что Канат Кужамбетов имеет неплохую подготовку и на практике знает, как обращаться с оружием и взрывчатыми веществами. Дело в том, что 33-летний беглец - внимание! - бывший военнослужащий Погранслужбы КНБ и экс-сотрудник органов внутренних дел!
Впрочем, Кужамбетов мог лишь на словах, так сказать, теоретически, быть опасным террористом, ведь у него диагностировано психиатрическое расстройство. Непонятно другое. Почему о сбежавшем пациенте нам сообщили полуправду? Пока полицейские сбившись с ног искали салафита, призывавшего своих собратьев к джихаду, простых граждан в обычных ориентировках успокаивали как могли: мол, это самый типичный безобидный пациент, проходивший добровольное лечение, покинул медучреждение, опасаться нечего. Причем делал это не кто-либо, а сам директор алматинского Центра психического здоровья Куаныш Алтынбеков!
В полицейских же ориентировках было указано, что Кужамбетов помещен в эту клинику на принудительное лечение. На самом деле он выглядит как классический салафит - с бородой и всеми остальными атрибутами религиозного течения. Узнать его в таком обличье не так-то просто. И очень хорошо, что полиция сработала оперативно и сумела задержать Кужамбетова. Но есть ли гарантия, что он не сумеет вновь вырваться на волю? И главный вопрос - а сколько таких “махди” и “зульфикаров” есть в среде казахстанских салафитов?
Михаил КОЗАЧКОВ, фото из полицейского досье Каната КУЖАМБЕТОВА, Алматы
Кстати
Рано расслабляться
Органы нацбезопасности продлили “желтый” уровень террористической опасности в Казахстане до 15 января 2017 года.
“Антитеррористический центр РК уведомляет о продлении срока действия умеренного (“желтого”) уровня террористической опасности на территории страны до 15 января 2017 года включительно”, - говорится в сообщении, распространенном в минувшее воскресенье.
Как сообщалось, “красный”, спущенный затем до “желтого” уровень террористической угрозы был введен, соответственно, в Актобе и других регионах Казахстана с 5 июня на 40 суток. А 15 июля было принято решение о продлении “желтого” уровня террористической опасности в республике еще на 30 суток.
“Желтый” уровень опасности предполагает сбор, оценку и проверку информации о возможных террористических и насильственных экстремистских акциях; обследование спецслужбами мест массового скопления населения и других объектов, уязвимых в террористическом отношении; усиление досмотровых мероприятий на объектах транспорта с использованием специальных технических средств. При “желтом” уровне террористической опасности осуществляется усиленное патрулирование на улицах, объектах железнодорожного транспорта и иных объектах транспортной инфраструктуры.
По сообщениям КазТАГ, Новости-Казахстан