11014

Крутое пике

Как пилот “Эйр Астаны” пошёл против системы и превратился в офисного работника

28-летний Иван КИРЧУ больше трех лет летает вторым пилотом на “Боингах” “Эйр Астаны”. Национальный авиаперевозчик обучил молодого летчика за свой счет по программе Ab-Initio, при этом пилот взял на себя обязательство выплатить половину от стоимости обучения. И вот уже три года Иван пытается понять, какую же сумму он в итоге должен родной авиакомпании.  

Иван Кирчу - один из тех молодых людей, кто отлично бы смотрелся на рекламных плакатах “Эйр Астаны” - высокий, широкоплечий атлет, который в трудной ситуации штурвал не бросит и наркотики точно не употребляет. Однако, вместо того чтобы приносить пользу родной компании, летчик оказался привязан к офисному стулу.
- Я еще подростком полетел в Париж на чемпионат мира по спортивной акробатике, - вспоминает Иван. - И “Эйр Астана” тогда была спонсором нашей поездки. Выступил хорошо, занял второе место, но главное впечатление на меня произвела работа авиакомпании. Тогда я понял, что тоже хочу стать летчиком, как и мой отец. Поэтому, когда появилась программа Ab-Initio, я недолго думал. После окончания академии гражданской авиации подал документы в “Эйр Астану”, прошел тестирование и улетел во Флориду, где поступил в летную школу Pilot Training College Florida (PTC).
Согласно программе все 10 кадетов “Эйр Астаны” должны были отучиться 76 недель - это, считай, практически полтора года. Однако учеба неожиданно затянулась.
- Мы попали в большой учебный центр, в котором обучались представители разных авиакомпаний, - вспоминает Кирчу. - Программа была разделена на теорию и практику. Летали мы на одномоторных самолетах. Так получилось, что я отлетал курс, но перед сдачей экзамена сменился мой инструктор. Поскольку кадетов много, замену нашли не сразу. Я переживал, что учеба может затянуться, поэтому написал в авиакомпанию, объяснил ситуацию. У нового инструктора пришлось заново проходить весь курс. А потом неожиданно школа обанкротилась. После этого мы вновь писали в “Эйр Астану”, чтобы узнать, что с нами будет. Долго сидели без дела, пока нас не перевели в другую школу во Флориде. Там я закончил курс за 2 месяца, и снова возникла пауза - нас никак не отправляли в Ирландию, где мы должны были закончить обучение. В один день не выдержали, купили билеты и полетели сами…
Затянувшееся обучение все-таки закончилось, и после возвращения домой “Эйр Астана” заключила с Иваном конт­ракт, и он потихоньку начал летать на “Боингах”, причем в основном за границу. Вот с тех пор за плечами пилота более двух тысяч часов налета. Кирчу признается, что доволен условиями работы и своей карьерой. Единственный момент, который его смущает, - изменение суммы долга за обучение.
- Согласно контракту мое обучение стоило 15 миллионов 993 тысячи, вернуть я должен ровно половину, то есть
7 миллионов 996 тысяч, - объясняет он. -
Вычитать у меня начали более 146 тысяч в месяц. Я просто взял калькулятор и подсчитал - если умножить эту цифру на 12 месяцев и 7 лет, то получается гораздо больше 8 миллионов. И вот в 2013 году мне дали график погашения задолженности. Смотрю, а за обучение заплатили якобы 22 с лишним миллиона тенге. То есть я должен уже 11 миллионов. Прошу объяснить, откуда возникла эта цифра, мне не говорят. А в апреле 2015 года дают новый график - на этот раз цифра вырастает до 23 с лишним миллионов!
Стоит отдать должное пилоту - все свои вопросы он адресует в офис в письменном виде и в качестве ответа получает обычную таблицу - без документов, счетов и тому подобного, а просто суммы к погашению. И тогда Ивану ничего не остается, кроме как обратиться в проф­союз работников “Эйр Астаны”.
- После того как Иван Кирчу обратился к нам, мы начали свою переписку с руководством АО “Эйр Астана”, - присоединяется к разговору руководитель профсоюза Бекмуханбет СЕРКЕБУЛАНОВ. - По большому счету, мы просили только одного - предоставить платежные документы для объективного рассмотрения, чтобы понять, из каких расходов складывается сумма в 23 миллиона тенге, если договор обучения был заключен на 15 миллионов 993 тысячи тенге. Кроме того, мы были не согласны с тем, что у второго пилота удерживают деньги из его заработной платы в нарушение статьи 137 Трудового кодекса Республики Казахстан (в редакции 2007 года) согласно графику погашения задолженности, который с ним не согласовывался и который он не подписывал. В трудовом договоре между работником и авиакомпанией указано, что “удержание из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем допускается на основании акта работодателя при наличии письменного согласия работника в приказе”.
От профсоюза работников “Эйр Астаны” до офиса компании идти где-то около десяти минут. То есть можно было организовать одну встречу, на которой Кирчу получил бы ответы на все вопросы. Однако стороны выбрали другой вариант общения - официальную переписку. И продлилась она 9 месяцев!
- В октябре прошлого года вышел приказ президента “Эйр Астаны” Питера ФОСТЕРА, который касался выплат за обучение, - вспоминает Иван. - Глава компании предложил всем летчикам не платить каждый месяц, а вернуть долг после увольнения. Я считаю, это отличный вариант, и многие поспешили им воспользоваться. Написал заявление и я. Но мне отказали. Тогда я уже начал понимать, что авиакомпания не собирается идти мне навстречу.
В начале 2016 года Иван Кирчу обратился в суд, чтобы признать незаконным увеличение его долга за обучение. И неожиданно для всех его требования были удовлетворены, хотя и частично. Судья Молдир МУХАНОВА посчитала, что “Эйр Астана” не имела оснований для повышения задолженности.
- 15 апреля огласили решение, а на следующий день меня официально отстранили от полетов, - разводит руками Иван Кирчу. - Приказ вышел в тот момент, когда я находился в отпуске, и в нем указано, что я из-за судебного разбирательства подвергся стрессу, в связи с чем авиакомпания, заботясь о безопасности полетов, вынуждена убрать меня с рейсов. Прошло полтора месяца - я не летаю, хотя пока шел суд и я два месяца ходил на заседания, ко мне претензий не было. При этом якобы стрессовое состояние ничем не подтверждается - не было ни консультации психолога, ни медкомиссии. Просто шеф-пилот решил, что у меня стресс, и написал служебную записку.
Со стороны это решение выглядит довольно странно. Пока идет суд - летчик летает. Когда суд заканчивается не в пользу авиакомпании, летчика отстраняют…
- Неужели руководство АО “Эйр Астана” просто решило наказать пилота за обращение в суд таким методом? - удивляется профсоюзный руководитель Серкебуланов. - Суд закончился, его решение нас устроило, пусть и не полностью. Но чтобы не допускать к полетам, необходимо юридическое обоснование, а этого нет в изданном приказе. Это тоже нарушение законодательства.
Дело Ивана Кирчу уже рассмотрела специальная комиссия “Эйр Астаны”, которая признала его недопуск к полетам обоснованным. Правда, особое мнение представителя профсоюза - между прочим, действующего первого пилота - в заключение комиссии почему-то не вошло.
- После оглашения решения меня пригласили к вице-президенту “Эйр Астаны” Евгении НИ, - говорит Кирчу. -
Диалог у нас был простой: “Летать хочешь?” - “Хочу” - “Тогда подпиши это” - и дает мне график погашения задолженности на 23 миллиона тенге! Тогда зачем я судился, зачем в профсоюз ходил, три года переписывался с компанией? Подписывать я отказался и вот теперь сижу в офисе. Просят иногда документы из одного здания в другое отнести. Вот и вся работа.
Летчик продолжает получать зарплату, хотя в деньгах все же потерял - сейчас ему не платят суточные, которые обычно дают в загранпоездках. Кроме того, Кирчу лишили бонусов за прошлый год. Но самое главное, что он теряет практику.
Приключения Ивана Кирчу еще не закончились - в ближайшее время в Алматинском горсуде будут рассматривать апелляционную жалобу “Эйр Астаны”. Но главная проблема во всей этой истории заключается не в том, что один летчик вдруг пошел против системы, за что и был наказан. Прямо сейчас с “Эйр Астаной” судятся еще пять пилотов, также обучавшихся по программе Ab-Initio. И все они через какое-то время столкнулись с тем, что сумма их долга вдруг резко выросла, и это никак не было связано со сроком обучения. Все пятеро уже уволились из “Эйр Астаны” и сейчас работают за границей. Еще двое действующих пилотов сейчас готовят иски к своей авиа­компании.
Не считают ли в “Эйр Астане”, что недовольство работников становится массовым? Понимает ли Питер Фостер, что программа по подготовке казахстанских летчиков дала сбой? Эти вопросы мы адресовали руководству “Эйр Астаны” и уже получили на них ответы. Читайте в одном из ближайших номеров интервью вице-президента по управлению персоналом Евгении Ни и Айдара КАШКАРБАЕВА - вице-президента авиакомпании по юридическим вопросам.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из архива Ивана КИРЧУ, Алматы

Поделиться
Класснуть