Снести - и крен с ним!
Тот самый злосчастный дом...
Наклонившаяся в Алматы 72-квартирная многоэтажка подлежит слому
После ЧП в микрорайоне “Алгабас-6” власти мегаполиса проверят все построенные в городе по программе “Доступное жилье” многоквартирные дома.
О чрезвычайной ситуации и микрорайоне “Алгабас-6” стало известно в первый день лета. Как сообщил официальный представитель КЧС МВД Руслан ИМАНКУЛОВ, 72-квартирный девятиэтажный дом № 1/136 просел и накренился, вследствие чего было принято решение об отключении его от газоснабжения и эвакуации жильцов. Уходить, успев захватить лишь документы и кое-что из одежды, людям пришлось поздно вечером. Некоторые из них разъехались по родственникам, остальных за счет застройщика - АО “НСК “Астана Курылыс” - разместили в гостинице “Шаган”.
Позже пресс-служба городского акимата сообщила, что дом накренился от вертикали на 32 см на уровне 32-метровой отметки. На следующий день для расследования причин ЧП была создана специальная комиссия под председательством заместителя акима Алматы Султанбека МАКЕЖАНОВА, в которую вошли представители ГАСК, управления архитектуры и градостроительства, прокуратуры, ДВД, КазНИИСА и других организаций. Кроме того, как сообщил аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК, началась проверка всех домов, построенных по программе “Доступное жилье”.
- Там и проектировщик (ТОО “Архспецстройпроект”. - М. А.) виноват, и те, кто осуществляет технадзор (ТОО “ДСП Стройинтеграция”. - М. А.), виноваты, - сказал градоначальник журналистам в минувший четверг. - Эта ситуация сейчас выявилась. Создана специальная комиссия, дождемся результатов. Дом сдавался в 2014 году. Мы знаем, кто строитель. Разберемся и примем меры. За счет застройщика всех (жителей накренившегося дома. - М. А.) бесплатно расселили в гостиницы, обеспечили питанием. Но ситуация критическая.
Между тем застройщик отказался признать, что дом был построен некачественно.
- На сегодняшний день динамика стабильная, движения нет, - сказал на месте ЧП гендиректор АО “НСК “Астана Курылыс” Бекболат АМАНТУРЛИН. - Представители КазГИИС дадут заключение. После этого будут приняты меры, и мы все замечания будем устранять.
Категорически не согласны с ним жители аварийного дома.
- Мы как заехали, сразу заметили недоработки! - возмущается Гульмира ИБРАГИМОВА. - Лифтовая шахта вкруговую трещинами пошла, полный подвал воды. Неправильно поставлена сантехника, в дождь отовсюду капает, в подъезде плитка отваливается, бордюры во дворе разваливаются. А ведь нам еще предстоит выкупать эти квартиры за немалые суммы - нам же не подарили это жилье!
Квартиры в этом доме люди получали по программе “Доступное жилье” - тут живут многодетные семьи, инвалиды, ветераны, бюджетники. Некоторые из них стояли в очереди на жилье еще с советских времен! И досталось новоселам оно, заметим, не бесплатно - госпрограмма предусматривает аренду с последующим выкупом. Квадратный метр в этом доме стоит 120 000 тенге, и люди в течение еще многих лет будут ежемесячно вносить определенную сумму - в среднем 15 000 тенге - до тех пор, пока не покроют стоимость квартиры.
- Мы 10 лет стояли в очереди на квартиру и получили ее только в сентябре прошлого года. Еще года нет, а уже такая ситуация! - крайне огорчен Жандос ЖАЙЫНБЕКОВ. - И началось это давно. Соседи с верхних этажей говорят, что слышали треск по ночам, в стенах появились трещины, которые становились все больше и больше. Поэтому мы стали обращаться в ДЧС, и в среду (1 июня. - М. А.) дом наконец-то обследовали и эвакуировали нас. Что теперь с нами будет - непонятно. Посмотрим, какое решение примут власти, и дальше будем думать, что делать. Возможно, будем судиться с застройщиком.
Дочь живущего в этом доме ветерана Великой Отечественной войны Гульбаршин ЖАКУПОВА тоже возмущена качеством строительства:
- Я с 2003 году бегала, чтобы выбить квартиру отцу, ему сейчас уже 96 лет. Кровью и потом в прошлом году мы наконец-то получили эту квартиру. Но отец долго не продержался, получил инсульт и сейчас не ходит. И, представляете, ключ от подъемника для инвалидной коляски я получила только неделю назад! Что касается состояния дома, то когда начались дожди, стала протекать крыша, а в подвале по колено вода стояла, не могли ее откачать. Тут неправильно сделали канализацию, и вся вода идет к нам.
Жители других домов микрорайона “Алгабас-6” уже три дня как напрочь потеряли покой и сон - они боятся, что подобное ЧП может случиться и у них. К примеру, соседний со злополучным домом больше напоминает какой-то выставочный экспонат, чем капитальное строение. В ниши для коммуникаций запросто может провалиться ребенок, стыки отделаны гипсокартоном, который уже отваливается, на стенах и потолках квартир появились трещины. По словам жильцов, у них уже несколько раз обрывался лифт, однако люди продолжают им пользоваться, поскольку у них нет другого выхода.
- Где гарантия, что у нас не повторится то же самое? - тревожится Гульдаурен БАКБЕРГЕНОВА. - Подвал вечно затоплен, когда дождь - вода течет не от дома, а к дому. Нам сказали, что у нас монолитные дома, но на самом деле это почти сплошь гипсокартон. Можно руками ломать. Возле лифта дыры, крыша течет. Канализационные трубы уже надо менять - они тут самые дешевые, китайские. Вонь стоит! В общем, в аварийном состоянии дом. Мы уже куда только ни обращались - в КСК, районный акимат, управление жилья и жилищной инспекции, в Казахстанскую ипотечную компанию, через которую квартиры получали, к застройщику. Про нас все в курсе, но никто ничего не делает!
К слову, с этого года в Казахстане отменена госприемка построенных зданий и жилых домов. Если при ней дома рушатся (вспомним карагандинскую “Бесобу”!), то что будет без нее? Вопрос, конечно, интересный, но - не для слабонервных...
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Когда верстался номер
Иван кивает на Петра...
В пятницу в акимате Алматы собрали журналистов, чтобы рассказать о первых результатах проверки накренившегося дома в микрорайоне “Алгабас-6”.
- Комиссия работала в течение двух дней и сделала вывод о том, что были нарушены условия строительства, - заявил заместитель акима города Султанбек МАКЕЖАНОВ (на снимке). - Не было предусмотрено устройство уплотненной грунтовой подушки под фундамент. Из-за этого произошла усадка грунта у основания здания, и оно накренилось (уже! - О. А.) на 37 сантиметров. Через каждые полчаса мы делали съемку - пока положение дома устойчивое.
Он отметил, что финансовую ответственность перед жителями будет полностью нести застройщик, который наряду с этим должен будет предоставить им новое жилье и помочь с расселением.
- Дом снесут? - спросили журналисты.
- Да, комиссия рекомендует его снести, - ответил замакима. - На следующей неделе будет принято решение по срокам. Мы считаем, что вместо него нужно построить полноценный, нормальный дом. Сейчас идет анализ грунта в том месте, результаты должны быть на следующей неделе, после этого мы примем решение.
Больше всего медийщиков интересовал вопрос: как дом, по выражению самого Макежанова, построенный с грубейшими нарушениями, могли сдать в эксплуатацию? Его спикерам задавали несколько раз, но они, как и подобает опытным чиновникам, мастерски уходили от прямого ответа. Все, конечно, понимали, о чем их спрашивают, но говорили почему-то о другом.
- Кто ответствен за то, что дом приняли с нарушениями?
- Свое решение вынесут специальная комиссия и правоохранительные органы, - коротко отрапортовал Макежанов.
- А представители ГАСК к этому не имеют отношения? - последовал вопрос руководителю этой структуры Кайыржану ЖАКСЫМБЕТОВУ (на снимке).
- Сейчас проводится техническое обследование. По его результатам будет ясно, сама конструкция разрушена или нет. Вопрос стоит о грунтах, мы обследуем и их, - ответил он.
- Вы можете прокомментировать, как объект вообще приняли в эксплуатацию? - настаивали на своем журналисты.
- Сейчас идет проверка подрядной организации и технического надзора (на эти структуры дружно кивали спикеры. - О. А.), которые должны были от начала до конца контролировать объект, потому вся ответственность сейчас лежит на них.
В конце концов я спросила в лоб:
- Какие именно госструктуры подписывали документы о вводе этого дома в эксплуатацию? Может быть, в первую очередь спросить с них, а не с подрядчика? С ГАСК? С акимата?
- Совершенно правильный вопрос! - отреагировал Макежанов. - В этом списке порядка 12 органов, мы сейчас работаем и по их ответственности. Выясняем, кто и на какой стадии нарушил, недосмотрел. На следующей неделе появится вердикт по тем государственным органам и людям, которые подписали эти документы. По ним тоже будут приняты меры.
К слову, на строительство аварийного дома было потрачено порядка 459 млн. тенге. В настоящий момент НСК “Астана курылыс” возводит еще четыре объекта в рамках госпрограммы (в 2014-2015 годах этот застройщик сдал в эксплуатацию девять таких объектов), еще два дома он строит за счет собственных средств. Все они сейчас находятся на особом контроле.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы