1598

Их посадят на иглу

Как именно будут проводить химическую кастрацию педофилов, применение которой на этой неделе одобрили депутаты сената, и во сколько это обойдется республиканскому бюджету? Врач-психиатр, заместитель директора Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Николай НЕГАЙ (на снимке) рассказал нашей газете, как именно химическая кастрация будет применяться в Казахстане. 

Специалисты будут проводить судебно-психиатрическую экспертизу всех граждан, которые совершили преступления, направленные против несовершеннолетних. Они определят, страдает ли человек педофилией и вменяем ли он. По словам Николая Негая, большинство людей, которым выставляют такой диагноз, отдают себе отчет в том, что делают, поэтому и отбывают наказание в колониях. Делать химическую кастрацию в местах не столь отдаленных попросту нет смысла. Поэтому человек, отсидевший за подобные преступления, будет попадать в поле зрения медиков и полицейских примерно за месяц-два до момента выхода на свободу. В этот период будет проводиться еще одна психиатрическая экспертиза непосредственно в колонии, которая подтвердит или опроверг­нет диагноз педофилия. А затем медики дадут соответствующее заключение, где укажут, нужно ли проводить химическую кастрацию. Но окончательное решение будет принимать суд. Если оно окажется положительным, информацию об этом получит поликлиника по месту жительства педофила.
Контролировать педофила будут несколько структур: поликлиника, к которой он прикреплен, психиатры и органы полиции. Если гражданин перестанет посещать врача в назначенные дни, информацию об этом будут передавать в органы для принятия полицейскими мер воздействия.
Николай Анатольевич объясняет, что определять, какой именно препарат для химической кастрации должен получать пациент, будут терапевт и уролог, работающие в поликлинике.
Химическая кастрация - это укол, который делают с определенной периодичностью в зависимости от вида препарата: раз в три месяца, раз в 10-14 дней или вообще каждый день. Любой из них нужно принимать в течение очень длительного времени, фактически всю жизнь - до тех пор, пока больной мужчина остается сексуально активным. Лекарство действует только тот период, на который оно рассчитано - от одного дня до трех месяцев. Как только педофил перестает его принимать, он снова может испытывать влечение и заниматься сексом. Нужно понимать, что это совсем не тот вид кастрации, после которой мужчина на всю жизнь остается неполноценным.
В месяц на химическую кастрацию одного педофила потребуется примерно 6000 тенге. Это весьма приб­лизительные расчеты, которые могут меняться в зависимости от вида лекарства и цен на фармацевтическом рынке. Добавьте к этому оплату работы врачей и полицейских.
Одним из аргументов против внедрения этой процедуры была именно финансовая сторона. Сказать конкретно, сколько именно денег государству придется на это тратить, пока очень сложно.
По данным, которые привела Генеральная прокуратура, в 2015 году против несовершеннолетних было совершено более 800 преступлений сексуального характера. Николай Негай подчеркивает, что это совсем не значит, что все эти люди педофилы - такой диагноз ставят далеко не всем из тех, кто совершает подобные преступления. Точной статистики, касающейся людей, страдающих этим расстройством, в Казахстане нет. К врачам, понятное дело, они не обращаются и попадают в поле их зрения лишь после совершения преступления.
Когда шло обсуждение законопроекта, некоторые специалисты переживали за самих педофилов: мол, процедура кастрации будет отражаться на их здоровье - все-таки на организм постоянно воздействует “химия”. Но как говорит наш эксперт, эти препараты влияют на здоровье примерно так же, как любые другие лекарства, и не вызывают каких-либо тяжелых последствий.
Еще один момент - возможные судебные ошибки. Негай считает, что их вероятность сведена к минимуму: во-первых, человек дважды проходит судебно-психиатрическую экспертизу, а во-вторых, у педофилии есть четкие критерии, опираясь на которые медики выставляют этот диагноз.
Все специалисты сходятся на том, что химическая кастрация может быть эффективным методом борьбы с педофилией только при комплексном подходе. В противном случае эту проблему не решить.

Оксана АКУЛОВА,коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА,Алматы

Поделиться
Класснуть