2015

Обратной дороги нет?

Сирийская семья будет добиваться в Казахстане статуса беженцев через суд

Семья спасающихся от войны сирийцев, обосновавшаяся в Карагандинской области (см. “Операция “депортация”, “Время” от 18.2.2016 г.), решила побороться за право остаться в нашей стране. После того как миграционная полиция не нашла оснований для предоставления им официального статуса беженцев, вынужденные переселенцы намереваются обжаловать это решение в суде.

Бежав от бомбежек и вооруженных боевиков в мирный Казахстан, семья Ясера Джасема АЛЕЗАЛДИНА (на снимке) не встретила радушия со стороны местных властей. Несмотря на то что супруга сирийца Сандугаш РАЙСОВА (на снимке) является гражданкой Казахстана и нашла временный приют у родственников в Каркаралинском районе, Ясер и пятеро его детей оказались на грани выдворения за пределы страны.
В своем ходатайстве в миграционную полицию Алезалдин последовательно пояснял, что боится выезжать в Сирию из-за ведущихся там боевых действий и реально существующей угрозы для жизни, а также отмечал, что его жена Сандугаш желает остаться на своей исторической родине вместе с детьми. В ответ же ему пришла бумага со ссылкой на статью 12 закона о беженцах, позволяющую предоставлять убежище лишь лицам, обоснованно опасающимся преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Миграционные полицейские посчитали, что Ясер и его дети не подпадают под вышеназванные пункты, и отказались признавать их беженцами.
Между тем на смену гражданства у сирийских переселенцев попросту нет денег: ведь на эту процедуру, по сути, нищим иностранцам придется найти более 15 миллионов тенге. Им остается надеяться лишь на положительный результат предстоящего судебного процесса, где их интересы будет защищать юрист Алексей КОЧКАРОВ.
-Изучив имеющиеся материалы, я не увидел в ответе миграционной полиции мотивированности отказа в присвоении статуса беженцев семье Ясера Алезалдина, - пояснил “Времени” Алексей. - Пусть скажут конкретно, какой именно пункт закона не подходит.
В законе о беженцах речь идет об иностранцах, которые не могут пользоваться защитой своей страны из опасений стать жертвой определенных преследований. В случае с Ясером это гонения по признаку вероисповедания. Окажись он снова в Сирии, у него будет только два выбора: либо брать в руки оружие и идти убивать, либо быть расстрелянным!
- В миграционной полиции пояснили, что закон не позволяет оставить здесь детей, поскольку у них сирийское гражданство. Неужели у нас не предусмотрено что-то вроде воссоединения семьи, ведь Сандугаш Райсова все-таки казахстанка?
- По детям есть несколько нюансов. Разлучить их с матерью будет не так-то просто. Ситуация осложняется различным гражданством родителей. Депортировать кого-либо из страны у нас могут только по решению административного суда. При этом суд должен признать, что человек совершил какое-то правонарушение. Но! К административной ответственности в соответствии с нашим законодательством привлекают лиц, достигших 18-летнего возраста, в редких случаях - с 16 лет. Поэтому я считаю, что никакой суд не примет решение о выдворении из страны несовершеннолетних детей, да еще и при находящейся здесь матери. Это все равно что отправить их на верную гибель. К тому же мы сейчас с согласия Ясера готовим документы о смене гражданства детей. Процедура получится длительной, поскольку сирийское посольство находится в Москве.
А параллельно будем заниматься получением статуса беженца для главы семейства. Это для нас сейчас первостепенная задача. Я подготовил запрос в посольство Сирийской Арабской Республики с просьбой представить справку о том, что на территории их страны действительно ведутся боевые действия. Безусловно, весь мир об этом знает, но для суда лучше запастись официальным документом, чем прикладывать соответствующие публикации из СМИ.
Посмотрим, какое решение примет Казыбекбийский райсуд № 2. Родственники сирийцев хотели встретиться с акимом Карагандинской области Нурмухамбетом АБДИБЕКОВЫМ и попросить поддержки у него. Но, я полагаю, максимум, что он мог бы сделать, - оказать этой семье единовременную материальную помощь.
Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Вместо P. S. Несмотря на достигнутое перемирие между противоборствующими сторонами, за исключением террористических организаций, семья Ясера Алезалдина не желает возвращаться в Сирию. Как сообщил нам со ссылкой на него адвокат Алексей Кочкаров, 70 процентов Хомса, в котором семья проживала до войны, разбомблено и разграблено, в городе орудуют банды грабителей и убийц, то и дело слышна перестрелка...

Поделиться
Класснуть