Стрельба высокого полёта?
Очередная авиакатастрофа в Жамбылской области: на сей раз крушение потерпел вертолет Ми-2, принадлежавший компании “Тараз Жана Алем”. Винтокрылая машина упала в степной зоне Рыскуловского района. Пилот получил травмы, но остался жив и сейчас находится в реанимации ожогового отделения городской больницы № 2 Тараза. Следствие должно выяснить, были ли на борту пассажиры.
Катастрофа вертолета случилась вечером 23 января. Падение борта примерно в трех километрах от зимовки Садыхан наблюдал находившийся там чабан. Он сообщил о ЧП ее хозяину Сакену УТЕБАЕВУ, и тот, не мешкая, позвонил на 112.
- Сигнал поступил в 20.08, и сразу же из райцентра Кулан выдвинулись сотрудники отдела по ЧС Рыскуловского района, - сообщил нам по телефону официальный представитель комитета по ЧС МВД страны Руслан ИМАНКУЛОВ. - Одновременно к месту происшествия выехали специалисты трассового медико-спасательного пункта “Луговое”, “скорая помощь”, а из Тараза - бойцы оперативно-спасательного отряда, службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ, представители руководства ДЧС и ДВД Жамбылской области. Пробирались по бездорожью в темное время суток, но когда оказались на месте аварии, то, кроме груды искореженной техники, ничего и никого не увидели. Как позже выяснилось, пилот Валерий Михайлович МИХИН с сильнейшими ожогами самостоятельно добрался до зимовки чабана, преодолев пешком расстояние в несколько километров.
По словам самого пилота, на которые ссылаются медики, он прошел около пяти километров!
В ту же ночь пострадавший был доставлен в горбольницу № 1 Тараза. Несмотря на шоковое состояние, он сообщил медикам, что еще в воздухе загорелся вертолетный двигатель и после жесткой посадки он пытался его тушить - отсюда и ожоги. В воскресенье днем Михина перевезли в специализированное ожоговое отделение горбольницы № 2.
- К больному сейчас нельзя, - остановил нас завотделением Абилсеит СЫДЫКОВ. - Он поступил к нам крайне тяжелым, с 60 процентами ожогов поверхности тела, в том числе с ожогами дыхательных путей. До сих пор находится в состоянии шока. И на сегодня состояние нашего пациента продолжает оставаться тяжелым, хотя и несколько стабилизировалось. Врачи проводят комплексную противошоковую терапию, лекарств достаточно, все необходимые препараты имеются.
По информации пресс-службы управления здравоохранения Жамбылской области, у пострадавшего термический ожог лица, головы, обеих верхних и нижних конечностей 1-3-й степени, шок 2-й степени, ожог дыхательных путей 2-й степени.
К слову, компания “Тараз Жана Алем”, в которой 62-летний Валерий Михин является и учредителем, и руководителем, и пилотом, в Жамбылской области достаточно известна, не раз выигрывала государственные тендеры. На днях о ней прокрутили сюжет на местном телевидении, и сам учредитель рассказывал об успешном сотрудничестве компании с жамбылской полицией, поисках с помощью воздушного патрулирования преступников, пропавших людей и угнанных машин.
Возникает вопрос: почему вертолет в этот раз находился в воздухе в темное время суток? Мы обратились за комментарием в пресс-службу ДВД, но получили ответ из двух предложений: “Уголовное дело находится в производстве ДВД на транспорте. Все вопросы к ним”. Столь же кратки оказались и наши собеседники из прокуратуры области: “Надзор по этому делу осуществляет транспортная прокуратура, и что-либо комментировать было бы некорректно с нашей стороны”.
Между тем довольно странная катастрофа Ми-2, как это часто у нас бывает, сразу обросла множеством подробностей. Мы отмели слухи и предположения. И вот что получилось в остатке. По нашей информации от заслуживающих доверия источников, приблизительно в 18.00 пилот вертолета уведомил наземные службы, что прекращает полет. Дело в том, что летать на машине этого типа - Ми-2 - разрешено только днем, до захода солнца. Однако это правило не остановило летчика, и он находился в воздухе еще около двух часов. За это время - с 18.00 до 20.00 - Михин успел удалиться от Тараза на двести с лишним километров.
Но самый главный вопрос заключается в том, был ли Валерий Михин совершенно один в вертолете или все-таки в салоне находились пассажиры? Согласитесь, кто позволит в наше кризисное время тратить дорогостоящее горючее только лишь для того, чтобы кто-то единолично любовался с высоты красотами родного края? А если пассажиры были, то почему они столь стремительно исчезли, оставив в беде раненого летчика?
Следствию предстоит выяснить и то, куда направлялся летательный аппарат и почему рядом со сгоревшим Ми-2 валялись... туши убитых кабанов. По нашей информации, вертолет в тот вечер не просто так кружил над степью в Жамбылской области - на его борту были ВИП-охотники, причем не самые последние чины в местных правоохранительных структурах.
Кстати, на борту могли остаться личные вещи охотников - например мобильный телефон марки “Верту”. И если следователи действительно захотят докопаться до истины и установить, кто именно был на борту рухнувшего Ми-2 в тот субботний вечер, то им достаточно запросить данные у операторов мобильной связи. И сразу станет известен владелец “Верту”.
Специально сформированная комиссия ведет расследование причин и обстоятельств крушения воздушного судна. Она, по идее, должна дать ответ на все эти вопросы и опровергнуть или подтвердить то, что удалось выяснить нам.
Галина ВЫБОРНОВА, фото предоставлено КЧС МВД и Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область, Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы