Почему, почему же вы пилоты?!
В пятницу в Алмалинском районном суде Алматы началось главное судебное разбирательство по делу о крушении лайнера CRJ-200 близ южной столицы, обвиняемым по которому проходит директор летной службы авиакомпании SCAT Вячеслав АРТЕМЕНКО (на снимке).
Напомним, самолет разбился неподалеку от взлетно-посадочной полосы Алматинского аэропорта 29 января 2013 года. Все находившиеся на борту 16 пассажиров и 5 членов экипажа погибли.
Как показало расследование, причиной авиакатастрофы стал человеческий фактор. После выяснения причин трагедии в отношении командира воздушного судна Владимира ЕВДОКИМОВА, второго пилота Александра ШАРАПОВА, старшего пилота авиационной эскадрильи ПИВОВАРОВА и директора летной службы Вячеслава Артеменко было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 344 (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) УК. Однако в связи с тем, что первых троих уже нет в живых, перед судом предстал только Артеменко.
Масштабы этого дела поражают воображение: в нем 520 томов, суду предстоит допросить более 300 свидетелей, а заседания помимо Алматы пройдут еще и в Шымкенте. Один только обвинительный акт гособвинители СЕМБАЕВА и РЫСКЕЛЬДИЕВ вчера попеременно читали на протяжении почти трех часов.
Согласно этому документу в организации летной службы SCAT было допущено множество нарушений. К примеру, командир воздушного судна и второй пилот были допущены к полетам, не пройдя курсы повышения квалификации после длительного, более 30 дней, перерыва в работе, хотя правилами это строго запрещено. В авиакомпании грубо нарушали права пилотов на отдых. В частности, в то время, когда они должны были проходить обучение, их ставили в рейсы, а на курсы отправляли во время законного отпуска. Кроме того, пилоты ежегодно превышали количество допустимых рабочих часов, а перерывы между полетами длились меньше нормы. Стало известно, что перед крушением Владимир Евдокименко отдыхал почти на шесть часов меньше положенного.
Не контролировала авиакомпания и состояние здоровья своих сотрудников: за два месяца до катастрофы Владимир Евдокимов перенес экстренную операцию в связи с варикозной болезнью. Реабилитационный период после этого должен был длиться до конца февраля. Однако летать пилот начал с 11 января и без медицинского освидетельствования - то есть фактически был допущен к полетам незаконно.
Еще одно существенное нарушение: экипаж обучался в непризнанном в Казахстане учебном центре Baltic, сертификаты которого Комитет гражданской авиации стал принимать только с 20 февраля 2013 года. Помимо этого в обвинительном заключении говорится об имевшихся у пилотов недостоверных сертификатах, подтверждающих владение пилотами авиационным английским языком - а это очень важно, поскольку все инструкции пишутся именно на языке Шекспира.
Также обращает на себя внимание тот факт, что Александр Шарапов в 2006 году устроился в SCAT после 12-летнего (!) перерыва в работе пилотом без прохождения обязательного повторного обучения. При этом в его летной книжке при приеме на работу были указаны недостоверные сведения о работе.
“С 1994 до 11 декабря 2006 года Шарапов не осуществлял летную деятельность, при этом с 2000 по 2004 год он работал менеджером по продаже автомобилей в ТОО “Вираж” в Алматы, - говорится в обвинительном акте. - Вместе с тем Артеменко, не удостоверившись при приеме на работу в квалификации кандидата в пилоты авиакомпании, а именно в достоверности указанных в его летной книжке сведений, собственноручно перенес и заверил своей подписью данные записи в официальный документ - новое свидетельство пилота Шарапова”.
После того как прокуроры закончили читать обвинительный акт, судья Нариман БЕГАЛИЕВ поинтересовался мнением подсудимого по поводу вышеизложенного. Вячеслав Артеменко заявил, что вины своей не признает, а в обвинительном акте, по его мнению, “нет ни одного вопроса, который соответствовал бы действительности”. После этого суд перешел к допросу потерпевших, которые рассказали, кем им приходятся жертвы авиакатастрофы, выплачивала ли авиакомпания SCAT им какую-либо денежную компенсацию, а также уточнили свои материальные претензии. Но поскольку всем понятно, что Вячеслав Артеменко в случае признания его виновным не сможет выплатить компенсацию всем родственникам погибших, представители потерпевших заявили ходатайство о включении авиакомпании SCAT в число ответчиков. Судья Бегалиев оставил это ходатайство открытым, объявив перерыв в заседаниях до 18 января.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Серикжана МАУЛЕТБАЯ, Алматы