Защитная реакция
В Риддере Восточного Казахстана произошла история, живо напоминающая случившееся у алматинского клуба “Чукотка”. Владимира ЧЕРКАШИНА (на верхнем снимке), застрелившего бывшего полицейского Куангана КАРИМОВА (на нижнем снимке), приговорили к двум годам лишения свободы. Близкие погибшего не могут прийти в себя от шока: два года за убийство - мыслимо ли это? Но супруга подсудимого считает: ее муж лишь отстреливался, спасая свою жизнь. Примечательно, что трагедию могли предотвратить местные полицейские, но они решили не вмешиваться в конфликт.
Наша газета уже сообщала про крупную разборку с применением оружия в горняцком городке 2 мая на территории автопарка (см. “Ночные разборки”, “Время” от 5.5.2015 г.). Тогда один мужчина погиб, еще трое получили тяжелые ранения.
На днях в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Восточного Казахстана под председательством Бахытжан ЧАЛАБАЕВОЙ завершился процесс над Владимиром Черкашиным, который участвовал в той стычке.
“Ночью 33-летний Владимир Черкашин с тремя друзьями приехал в кафе “От заката до рассвета”, - здесь и далее мы цитируем приговор суда с некоторыми сокращениями и стилистическими правками. - Сделали заказ. За соседним столиком сидел знакомый Владимиру и его приятелям 25-летний Куанган Каримов. Парень выпивал с товарищами. Спустя некоторое время молодые люди из этих компаний встретились в курилке. Слово за слово - повздорили, от слов перешли к кулакам. В драке участвовали около 10 человек. Владимир Черкашин пытался разнять дерущихся и заметил, что к нему приближается Куанган Каримов, выкрикивая при этом различные угрозы. Владимир, действуя на опережение, ударил Куангана, отчего тот упал”.
В этот момент в заведение заходят сотрудники полиции. Свара быстро сходит на нет, но участники заварушки перемещаются на улицу. Бравые стражи правопорядка никак не вмешиваются в конфликт, хотя видят парней с фингалами, “усердно изображавших миролюбие”.
“Одним из первых заведение покинул Черкашин. Он сел в свой автомобиль Toyota Camry, чтобы уехать. К машине подбежал Каримов с двумя товарищами. Куанган, оскорбленный ударом Черкашина, просил друзей принести ему обрез. Оружие ему не принесли. Машину Черкашина все это время пытались открыть снаружи. Владимиру через какое-то время удалось уехать”, - обрисовали картину происшествия в своих показаниях участники судебного процесса.
Черкашин направился в свой гараж, расположенный на территории автотранспортного предприятия. Позже он так объяснит свои действия: будучи уверенным, что Куанган с товарищами будут его преследовать, решил пересесть с иномарки в ГАЗель, стоявшую в боксе. Вскоре сюда же подъехали участники потасовки и их знакомые, решившие “вступиться за друзей”. Владимир призвал всех разъехаться по домам и подал пример: сел в ГАЗель и дал по газам...
Однако до дома он так и не добрался. На мобильный ему позвонил один из приятелей, оставшихся у гаражей.
“Он попросил Владимира вернуться, рассказав, что вооруженные Каримов и его дружки хотят с ним встретиться и угрожают товарищам Черкашина. По возвращении в гараж Владимир увидел несколько автомобилей и толпу мужчин. У некоторых было оружие. В салоне грузовой машины Черкашина лежало охотничье ружье “Вепрь-12 Молот”, которое он там оставил за пару дней до инцидента...”
Как следует из судебных документов, Владимир, выйдя из машины, попросил всех успокоиться. Каримов выстрелил в него из пистолета, но промахнулся. Затем Куанган крикнул, что сейчас точно застрелит Владимира, и продолжил целиться в него из оружия. Тогда Черкашин достал ружье и вновь призвал Каримова успокоиться, после чего сделал предупредительный выстрел в воздух. Со стороны товарищей Куангана последовал ответный огонь. Владимир, по его словам, испугавшись за собственную жизнь, начал стрелять в сторону Каримова, произведя в общей сложности шесть выстрелов.
“Дробь из ружья не только попала в Куангана, но и сильно ранила еще троих парней. Не дожидаясь развязки, Владимир сел в автомобиль и уехал. Большинство участников разборки разбежалось, раненые остались дожидаться прибытия “скорой помощи”. Через несколько часов Куанган Каримов от полученных ранений скончался на операционном столе в больнице. Об этом Черкашин узнал только на следующий день и сразу же явился в полицию с повинной”.
В суде Владимира Черкашина характеризовали положительно: выяснилось, что он оказывает поддержку местному приюту, помогает в ведении бизнеса супруге, владеющей СТО и автомойкой. У них двое детей. В конфликтах с законом замечен не был.
- Цели или умысла убить Каримова или ранить кого-либо из его компании у меня не было, я всего лишь защищал свою жизнь, хотел их напугать и поэтому стрелял в ответ, - пояснил на судебных слушаниях Черкашин свои действия.
А вот личность Куангана Каримова вызвала противоречивые отклики. Друзья называли его смелым, отзывчивым и надежным. Уверяли: Куан отправился защищать товарищей и пытался урегулировать конфликт. Что до стрельбы, то он не хотел! Но у суда имелись основания сомневаться в этой характеристике:
“Куанган Каримов неоднократно привлекался к ответственности за совершение преступлений различной степени тяжести. В марте 2015 года нанес ножевое ранение местному жителю. В сентябре прошлого года в кафе “От заката до рассвета” ударил кулаком по лицу девушку, отчего та потеряла сознание, получила черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. В августе 2014 года он пырнул ножом в живот 27-летнего мужчину”.
В ходе осмотра места происшествия подтвердились и показания о выстрелах в сторону Владимира: помимо гильз от ружейных патронов криминалисты обнаружили две металлические гильзы и три пыжа, предположительно оставшихся после выстрелов из обреза.
И вот - приговор:
“Признать Черкашина Владимира Геннадьевича виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 102 Уголовного кодекса РК “Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны”, и назначить ему наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима”.
Кроме того, суд частично удовлетворил требование потерпевшей стороны о возмещении морального ущерба и обязал подсудимого выплатить 1 миллион тенге вместо 20 запрошенных.
Родственники Куангана считают, что к Владимиру Черкашину отнеслись чрезвычайно гуманно.
- Приговор суда для меня - полный шок и неожиданность. Как это возможно - за убийство всего два года?! Хотя прокурор просил 18 лет лишения свободы, - говорит отец парня Абдыкак КАРИМОВ. - Никакие деньги на этом суде мне не нужны были... Я был уверен, что представители погибшего не смогут мне дать 20 миллионов тенге, - мне случайно пришла в голову такая цифра. Я не верю, что в ГАЗели у Черкашина два дня лежало ружье. На мой взгляд, он целенаправленно взял оружие на разборку.
А вот у близких Владимира Черкашина другая правда.
- С самого начала они требовали с нас 20 миллионов тенге! Мы отцу Куангана еще до суда выплатили 2 миллиона, стараясь примириться, - излагает свою версию событий супруга осужденного Лидия ЧЕРКАШИНА. - После того как суд отклонил требование о столь огромной выплате, ко мне на работу стали наведываться неизвестные люди. Они намекали, что если мы отдадим необходимую сумму, то от нас отстанут. Но почему мы должны платить эти деньги? За то, что Владимир не дал себя убить? Слышала, что полицейские еще во время драки в кафе никак не реагировали на происходившее. Объяснений тому нахожу несколько: Куанган - бывший полицейский, а по городу ходят разговоры, что его близкий родственник - не рядовой сотрудник силовых структур. Если бы полицейские вмешались вовремя...
В ДВД области не отрицают - полицейские в драку, имевшую самые печальные последствия, не вмешались. Но при этом подчеркивают:
- В ходе проведения служебной проверки по факту ненадлежащих действий сотрудников РОВД Риддера были установлены и привлечены к строгой дисциплинарной ответственности девять сотрудников органов внутренних дел.
Однако главный вопрос: почему стражи правопорядка манкировали обязанностями? - в ДВД оставили без ответа...
Евгений ФОМИНЫХ, фото из социальных сетей, Усть-Каменогорск