5800

На прошлой неделе вновь очень громко обсуждалась тема пенсионных накоплений казахстанцев. В парламент с отчетом пришла зампред Нацбанка Дина ГАЛИЕВА, рассказавшая депутатам, что после слияния всех пенсионных фондов пришлось списать 90 миллиардов тенге. “Куда делись эти деньги? - возмутился народный избранник Мухтар ТИНИКЕЕВ. - Кто их украл?”. Мажилисмен даже потребовал назвать фамилии “воров”, но его вопросы остались без ответа. Мы готовы помочь депутату и на примере одной крупной компании показать куда именно уходят деньги пенсионных фондов и почему их практически невозможно вернуть владельцам.

Крупнейший в стране производитель картона “Казахстан Кагазы” не раз попадал на страницы нашей газеты. Прошлой осенью мы рассказали, как владельцы серьезного бизнеса обращаются со своими кредиторами в лице пенсионных фондов. Еще в 2006 году акционерное общество впервые разместило на Казахстанской фондовой бирже свои облигации, но по ряду причин оказалось неспособным выплачивать дивиденды. В результате был допущен дефолт, и в 2011 году “Казахстан Кагазы” договорился с держателями облигаций о реструктуризации задолженности. Составили график, обговорили условия. Но вот только выплаты отставали, а договоренности нарушались (см. “Дурилка картонная”, “Время” от 30.10.2014 г.). И никого это особо не смущало, хотя основными держателями облигаций “Казахстан Кагазы” были... пенсионные фонды!
После слияния частных фондов аудиторы подсчитали их активы, и выяснилось, что ценных бумаг производителя картона в Едином пенсионном оказалось на 12,7 миллиарда тенге! Мы отправили запрос в Национальный банк, и нам пришел ответ: действительно, облигации вышеназванной компании лежат в ЕНПФ мертвым грузом, поскольку на рынке на них отсутствует хоть какой-то спрос...
Разумеется, после выхода статьи бумажный производитель прислал в редакцию досудебную претензию с требованием опровергнуть всю якобы не соответствующую действительности информацию. Особенно представителя компании задел тот факт, что в публикации пострадали честь и деловая репутация главного акционера Томаса МАТЕОСА ВЕРНЕРА. Гражданин Испании и Великобритании руководит картонным бизнесом не один год, и именно в этот период компания любыми способами избегает выполнения обязательств по ценным бумагам на KASE. И очередное подтверждение тому - последние события, случившиеся в апреле текущего года на фондовой бирже.
Согласно плану реструктуризации “Казахстан Кагазы” должен был произвести очередную выплату купонного вознаграждения в начале этого года. Суммы приличные - по трем видам облигаций около 140 миллионов тенге. Причем о трудностях руководители знали и просили отсрочку у руководства ЕНПФ до 31 марта, однако не уложились даже в эти сроки. В результате облигации “Казахстан Кагазы” оказались на грани попадания в сектор “Долговые ценные бумаги” Казахстанской фондовой биржи. Владельцев картонного бизнеса это не устраивает, в первую очередь потому что переход в новую категорию будет означать невозможность привлечения инвестиций. Проще говоря, кто захочет вкладывать деньги в контору, которая не платит по счетам и оставляет без денег пенсионеров?
Именно поэтому в недрах компании рождается план мероприя­тий АО “Казахстан Кагазы” по устранению оснований для перевода ценных бумаг в буферную категорию сектора “Долговые ценные бумаги” официального списка АО “Казахстанская фондовая биржа”. Документ небольшой, содержит основную информацию о компании и называет причину, по которой не была произведена выплата купонного вознаграждения в начале этого года. Оказывается, вся проблема - в резком падении российского рубля и активизации конкурентов из России на рынке Центральной Азии! Картонную упаковку дешевле возить из другой страны, а не брать у местного производителя, поэтому и упали доходы. Но бумажные короли быстро поняли, как выправить ситуацию, поэтому снизили цены на свою продукцию (гофроупаковка по­дешевела на 19 процентов, бумага - на 38), а также урезали административные расходы. Кроме того, пришлось уменьшить зарплаты сотрудников и сократить рабочее время. Производство упало на 13 процентов, а непрофильные активы в виде логистического бизнеса были переданы в счет погашения задолженностей перед Альянс Банком и Инвестиционным фондом Казахстана.
Однако авторы плана мероприятий все равно уверены, что смогут преодолеть все трудности. Все, что они просят у держателей облигаций, - дать отсрочку на все выплаты в 2015 году и... новую реструктуризацию! То есть очередное уменьшение долговых обязательств! Интересно, с чем связан этот оптимизм? Выручка компании падает, бизнес уменьшается, конкуренция растет... Оказывается, именно в этом году “Казахстан Кагазы” собирается совершить прорыв на рынки соседних стран - в Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Кроме того, поскольку упал рубль, примерно на 20 процентов снизились и закупочные цены на сырье в виде макулатуры. Все это поможет вернуться к докризисным объ­емам производства. И вот тогда-то компания начнет платить по облигациям. При этом скромно умалчивается, что “Казахстан Кагазы” уже присутствует на рынке Киргизии, а закупочные цены на макулатуру у компании раздуты до невероятных размеров.
Разработан даже график мероприятий по новой реструктуризации пенсионных долгов. Например, в мае гендиректор “Казахстан Кагазы” Томас Матеос Вернер планирует лично встретиться с держателями облигаций, чтобы разъяснить ситуацию. Летом будет созвано общее собрание всех владельцев ценных бумаг АО, а в сентябре все юридические процедуры закончатся. В результате должник получит еще целый год финансовых каникул, но никто не даст гарантий, что уже в 2016-м выплаты возобновятся. К слову, любая реструктуризация предполагает уменьшение суммы долга. Сейчас в ЕНПФ лежат облигации “Казахстан Кагазы” на 12,7 миллиарда тенге. Насколько сократится это число после всех манипуляций? Трудно сказать, но бывают случаи, когда долг уменьшается в два раза, а то и больше.
Вот и ответ депутату Мухтару Тиникееву, куда исчезают пенсионные накопления казахстанцев. Их бесконечно списывают, надеясь вернуть хоть какую-то часть. Но и этого, как мы видим, не происходит.
Действительно, в бизнесе такое бывают - появляются конкуренты, падают продажи, уменьшается прибыль, в связи с чем и возникают задолженности по обязательствам. Но в истории с “Казахстан Кагазы” не все так просто. Есть информация, что только за последнее время компания вывела за рубеж порядка 5 миллиардов тенге - то есть почти половину той суммы, что она должна казахстанским пенсионерам. Быть может, новая реструктуризация - всего лишь отвлекающий маневр, чтобы потянуть время и вывести еще часть средств на заграничные счета? В этом случае Единый пенсионный фонд вообще останется ни с чем.
Нам же остается только одно - посоветовать депутату Тиникееву разобраться в этой непростой ситуации. Народный избранник был возмущен тем, что деньги пенсионеров пропадают на глазах. Сейчас он может хотя бы написать пару запросов - в Генеральную прокуратуру или Национальный банк, чтобы узнать, что думают высокопоставленные чиновники о деятельности “Казахстан Кагазы”. Кстати, и самого Томаса Вернера было бы интересно послушать - есть у него бизнес-план, с помощью которого он выведет компанию на новый уровень и начнет уже платить по счетам пенсионерам? Пока под его руководством некогда преуспевающее предприятие только уменьшается в размерах.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть