3370

Виноват камешек

Жабраил КУЗЬГОВ после ЧП не может ходить.

Необычный вывод сделала комиссия управления труда Павлодарской области, расследовавшая ЧП на стройплощадке крупнейшего торгово-развлекательного центра Павлодара BATYR - MALL, где 16 марта этого года рухнули строительные леса и убили исполнительного директора ТОО “Проммонтаж-ПВ” Сергея ДЕМИНА.

По словам руководителя областного управления труда Марата КАБЖАМИТОВА, леса оказались прекрасного качества, упали же они из-за… камешка. Не подмели, мол, рабочие, строившие ледовый дворец, площадку и начали передвигать конструкцию, вот она и наехала на какую-то мусоринку. К тому же и погибший директор тоже сам виноват - не надел каску.
Между тем это уже второе ЧП со строительными лесами в ТРЦ Batyr - Mall. И оба они связаны с ТОО “Капитал-ПВ”. В частности, убившие исполнительного директора конструкции принадлежали ТОО “Центр безопасности Антивор”, являющееся подрядчиком ТОО “Капитал-ПВ”. А 18 июня прошлого года при падении лесов пострадал сотрудник этого же ТОО “Капитал-ПВ” Жабраил КУЗЬГОВ. Вот уже 10 месяцев мужчина живет на обезболивающих таблетках и практически не имеет возможности передвигаться. Он пытается отстоять свои права, но никакой поддержки со стороны госорганов, которые в силу своих функциональных обязанностей должны следить за безопасностью труда в регионе, не получает. Жабраил доказывает, что ТОО “Капитал-ПВ” не просто его искалечило, но и продолжает издеваться.
Как было установлено в суде первой инстанции, 18 июня Кузьгов и его коллега крепили сложную гипсокартонную конструкцию к потолку на третьем этаже здания ТРЦ, стоя на строительных лесах. Леса повело, и они упали на бетон.
- После падения я не мог шевелить ногами и почувствовал сильнейшую боль в области поясницы и спины, - рассказывал суду Жабраил Кузьгов. - Лежал на бетоне и смотрел, как какие-то люди начали быстро разбирать строительные леса, на которых мы работали, скручивать с них колеса. Они же положили рядом со мной каску, робу и страховочные ремни. Затем подошла незнакомая женщина, начала гладить меня по руке, сказала: “Не переживайте, мы вас не оставим, все будет хорошо”. После этого достала какую-то бумагу, сказав, что ее надо подписать для установления факта падения. В тот момент я находился в шоковом состоянии, не задумываясь, не читая, поставил подпись. Как выяснилось позже, документ был оформлен как моя объяснительная о том, что в ЧП я виноват сам - мол, попросил рабочих передвинуть леса, несмотря на то, что сам стоял на них. На самом деле ничего мы не просили, леса повело из-за того, что они собраны из старого материала и на колесах без должной фиксации. Сколько раз сообщали работодателю, что конструкция небезопасна, начальство не реагировало! Кроме того, нам не выдавали ни страховочные ремни, ни робу, ни каски. И даже инструмент, который необходим для работ, был лично мой - дрели, мастерки, наборы сверл, отверток и прочее.
Кроме того, в судах мужчина пытается доказать, что на работу в ТОО “Капитал-ПВ” он был принят на должность гипсокартонщика-отделочника с окладом 120 тыс. тенге, а не разнорабочего за 40 тысяч. Для того чтобы крепить гипсокартонные конструкции на площади 400 квадратных метров, необходимы опыт и навык, утверждает потерпевший. Экземпляр трудового договора мужчине при устройстве на работу выдать отказались, мотивируя это тем, что пока начальства нет на месте. В суде же работодатель представил другой договор. Почерковедческая экспертиза, назначенная апелляционным судом, уже доказала, что подпись Кузьгова в нем подделана.
Мужчина получил страшные травмы, включая перелом двух позвонков и берцовых костей обеих голеней, из-за которых стал инвалидом первой группы с потерей 95 процентов трудоспособности. Он перенес четыре операции, причем одну из них - на позвоночнике - вынужден был оплачивать из своего кармана, так как в первой горбольнице не оказалось расходных материалов, а операция требовалась срочно. Работодатель на просьбы помочь с оплатой лечения и реабилитации не реагировал. Зато в палату к Кузьгову регулярно ходила инженер по технике безопасности ТОО “Капитал-ПВ”, которую он впервые в своей жизни увидел именно в больнице.
- Она приходила в палату пять раз, просила поставить подпись в журнале по технике безопасности и в другой документации, - рассказывает пострадавший. - Сказала, что у меня ничего серьезного и я через неделю буду ходить. После я узнал в управлении труда Павлодарской области, что в журнале по ТБ моя подпись имеется, также она имеется в другой документации. Выходит, что вместо меня работодатель поставил подпись во всех необходимых документах.
Защищать интересы Кузьгова в суде чиновники из управления труда не стали.
- Руководитель отдела конт­роля безопасности и охраны труда, государственный инспектор труда по Павлодарской области Данияр АКИЖАНОВ мне сказал, что у нас с работодателем разные весовые категории и он, госинспектор, в суды ходить не будет. Говорит, разбирайтесь с фирмой сами как хотите, - рассказывает сын пострадавшего Руслан КУЗЬГОВ.
Данияр Акижанов подтвердил - с решением суда первой инстанции по иску Кузьгова в управлении труда не знакомы. Кроме того, по версии чиновника, никаких компенсаций за операции, согласно Трудовому кодексу, ТОО “Капитал-ПВ” выплачивать своему работнику не должен.
- С точки зрения трудового законодательства положена только выплата средней заработной платы на время временной нетрудоспособности работника, - заявил чиновник нашей газете. - Все остальные выплаты я как инспектор труда не могу контролировать.
Кроме того, госинспектор попросил не проводить параллели между двумя идентичными трагедиями, произошедшими на стройплощадке ТРЦ Batyr - Mall. Кого защищают в управлении труда - пострадавших работников или нерадивых подрядчиков - понять трудно.

Ольга ВОРОНЬКО,  Павлодар


Поделиться
Класснуть