5496

Профсоюз - школа цинизма


Елена ХИМАНОВА : “Моего мужа хоронили в закрытом гробу”.

Тред-юнион горняков АО “ССГПО” готов тратить сотни тысяч на невразумительные судебные иски, экономя на помощи семьям собственных рабочих, погибших на производстве

Неожиданное развитие получила история скандального иска проф­кома ССГПО к рекламщикам города Рудного Костанайской области. Напомним, руководство профсоюза, “защищая трудовые права” своих членов, добилось-таки судебного запрета эксплуатации светодиодного телеэкрана в центре города (см. “Народ и диод”, “Время” от 9.1.2014 г.)! Сия нелегкая борьба длилась с сентября прошлого года. На всех этапах разбирательств истцы, пользовавшиеся несомненной симпатией представителей костанайской Фемиды, бросили на нее много сил и средств.

Сколько именно, расскажем чуть позже. А сейчас - о человеческих трагедиях, которые разворачивались параллельно с судебными баталиями профкомовцев, на полном серьезе утверждавших: работа рекламного телеэкрана вредит здоровью граждан и даже представляет угрозу... национальной безопасности! Да-да, именно об этом говорил, выступая в суде, нанятый профбоссами адвокат Абай ТАСМУХАМБЕТОВ. Не могу не процитировать - со всеми стилистическими и грамматическими прелестями оригинала - его выступление в зале суда:
“Что касается непосредственно Экрана - этого, по сути, главного героя нашего действа, истинная суть которого выражается кратко в трех отрицательных “О” - Ослепляющий, Оглушающий и Отвлекающий, и даже в 4-х “О” - еще и Опасный для жизни и здоровья неопределенного множества граждан… по сути, налицо подрыв национальной безопасности РК - я вовсе не шучу и абсолютно ничего не преувеличиваю. Остается лишь риторически вопрошать - куда только смотрят наши компетентные органы?.. И чтобы не допустить того, чтобы случилось всё, что угодно, мы и подали этот иск! В интересах членов профсоюза, которыми по сути являются все!”
Ну что тут скажешь? Видимо, кое для кого табло - куда большее зло, чем гибель людей. А они - простые работяги ССГПО - расстаются с жизнью пугающе часто.
6 мая прошлого года 39-летний помощник машиниста экскаватора Качарского рудо­управления ССГПО Андрей ХИМАНОВ погиб на рабочем месте. Рабочая смена уже заканчивалась, когда он по указанию машиниста начал уборку палубы экскаватора. Рабочий стал очищать раму ходового механизма - и тут с уступа борта осыпалась горная масса. Огромный бутовый камень буквально раздавил Андрея.
- Мы хоронили его в закрытом гробу, - сквозь слезы рассказывает вдова погибшего Елена ХИМАНОВА. - Расследование обстоятельств гибели моего мужа длилось очень долго. В конце концов мне сообщили о результатах работы комиссии: 50 процентов вины в случившемся лежит на Андрее, вторая половина - на его работодателе.
ССГПО выделило деньги на похороны. Профком предприятия тоже передал семье материальную помощь - аж 50 тысяч тенге! С большим трудом решился вопрос о страховых выплатах. Елена говорит: деньги она смогла получить лишь накануне нового, 2014 года, потому что ей не предоставляли нужных для оформления документов. Химанова даже подала в суд на ССГПО, требуя “понудить к действию” работодателя ее погибшего мужа - предоставить необходимые бумаги.
- Законом установлено, что если размер ущерба от гибели человека превышает сумму страховки, то оставшуюся часть наследникам должно выплатить предприятие, - объясняет юрист Михаил УТРОБИН (на снимке). - Мы по сию пору не можем установить, из каких расчетов исходило ССГПО, определяя сумму этого ущерба. С потолка они их, что ли, берут? Похоже, этот вопрос сейчас - одна из самых больших тайн горнорудного гиганта.

Вдова горняка, оставшаяся с двумя малолетними детьми на руках, борьбу ведет в одиночку и за свой счет. Тот, кто думает, что ей в этом помогает профком ССГПО, глубоко ошибается. Оттуда ни помощи, ни совета, ни даже выполнения обещаний о переводе одной из дочек Андрея в детсад, расположенный рядом с домом…
17 октября 2013 года произошел несчастный случай на Куржункольском руднике АО “ССГПО”. Погибли двое - мастер участка Сабит МАКАНАЛИН и прораб Николай ЦЫПЛАКОВ. При осмотре контактной сети на железнодорожных путях они попали под поезд. Причина трагедии неясна - может быть, состав двигался с превышением скорости…
Вдова Николая Светлана ЦЫПЛАКОВА безутешна: они с мужем жили душа в душу. Он умер не сразу - еще двое суток боролся за жизнь.
- Коля полностью лишился одной ноги, но я думала: это ничего, главное, что живой, - говорит, с трудом сдерживая рыдания, Светлана. - Все время, что он был в реанимации, я провела рядом с ним и даже подумать не могла, что он не вернется.
Семье стало еще горше, когда появились документы о расследовании происшествия. В одном из них (акте специального расследования несчастного случая) сказано: степень вины пострадавших составляет 30 процентов, а степень вины работодателей - ССГПО и ТОО “Фортис” - 70 процентов. А в другом документе (это акт о несчастном случае на производстве) - еще более жестко: во всем виноваты только погибшие, а работодатели не при делах. Стоит ли говорить, что в составлении этого акта принимали участие члены профкома ССГПО! Да-да, того самого, который, можно сказать, на всех углах трубит о своих титанических усилиях по защите прав трудящихся.
Цыплаковой теперь приходится стучаться во все двери - администрации ССГПО, госинспектора по труду, прокуратуры… Как и Елена Химанова, Светлана столкнулась с проблемой получения документов, необходимых для предъявления в суд.
В конце декабря прокуратура Рудного сочла необходимым организовать доследственную проверку по заявлению Цыплаковой. В управление внутренних дел Рудного было направлено представление “по факту нарушения трудового законодательства РК главным инженером АО “ССГПО” Урдубаевым Р.А., старшим уполномоченным по охране труда профкома АО “ССГПО” Мухлыниным В.А. и главным инженером ТОО “Фортис” Гуськовым С.Ю.”.
И что же? А ничего! Семья погибшего горняка до сих пор не получила мало-мальской весточки из полиции, хотя все сроки для принятия процессуального решения уже вышли. Тут поневоле задумаешься о том, что в Рудном сильнее - закон или ССГПО?
Ну а теперь, как говорится, вернемся к нашим баранам - к насмешившей полстраны истории борьбы профбоссов горнорудного гиганта со светодиодным телеэкраном на центральной площади горняцкого городка.
К материалам по делу под условным названием “Профком против табло” подшиты договоры и квитанции, ознакомившись с которыми, остается только развести руками. Знаете, сколько потратил профком на оплату труда адвоката? Ни много ни мало - 350 тысяч тенге. Свою подпись под соглашением о предоставлении юридической помощи поставила председатель профкома ССГПО и в одном лице представитель ОО “Профсоюз трудящихся горно-металлургической промышленности РК” Татьяна ШЕРСТОБИТОВА. Она же сочла возможным заплатить 70 тысяч тенге некоему индивидуальному предпринимателю за... проведение топосъемки местности, где установлен пресловутый экран! Наконец, г-жа Шерстобитова дала “добро” на выплату еще 350 тысяч тенге адвокату за то, что он представлял интересы проф­кома в судебной тяжбе с рудненской газетой “Хорошее дело”.
Всего за три месяца прошлого года “рабочие заступники” на свои судебные телодвижения потратили почти 800 тысяч тенге! А ведь у горнорудного гиганта есть собственная мощная юридическая служба.
Видимо, не зря в народе говорят: у богатых свои причуды. И добавляют: сытый голодного не разумеет. Выкинуть на демонтаж экрана сотни тысяч тенге - это мы завсегда. А на проводы в последний путь человека, отдавшего родному предприятию самое дорогое - жизнь, и “полтинника” хватит...

Светлана ЦЫПЛАКОВА: “Я и подумать не могла, что Коля не вернется...”


Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Рудный - Костанай

Поделиться
Класснуть