4868

Еда не приходит одна

Стихийная торговля вне закона.

В каких фруктахи ягодах в Алматы нашли нитраты?Какие продукты содержат ГМО? Какого качества бутилированную воду мы покупаем? Об этом и многом другом в интервью газете “Время” рассказала заместитель руководителя департамента Госсанэпиднадзора Алматы Карлыгаш АБДИЖАББАРОВА(на снимке).

- Сейчас в самом разгаре сезон овощей и фруктов. Чего стоит опасаться алматинцам?
- В этом году особенно настораживает ситуация с нитратами в плодово-овощной продукции. Если раньше ежегодно превышение нормы этих химикатов встречалось в трех-четырех пробах, то в этом году было взято более 400 проб, и превышение нитратов зафиксировано в 14 продуктах. Это достаточно высокий процент. Впервые за несколько лет превышение нормы нитратов было выявлено в ранних абрикосах, что настораживает. Также угроза обнаружена в клубнике и бахчевых - арбузах и дынях. Всего было забраковано и уничтожено 800 кг абрикосов, 56 кг арбузов и т. д.
- Откуда завезены эти продукты?
- Первая партия опасных бахчевых и абрикосов пришла из Узбекистана. Потом пошли фрукты с нитратами из Южно-Казахстанской области.
- А где они продавались?
- Мы брали пробы в магазинах, на рынках и в местах стихийной торговли. И везде были такие “находки”. Но связано это с тем, что в точки продажи в Алматы, в том числе и в магазины, вся плодово-овощная продукция привозится с оптового рынка “Алтын-Орда”, который находится в пригороде. Поэтому мы информировали о проблеме департамент Санэпиднадзора Алматинской области, чтобы там отработали этот вопрос.
Кстати, к владельцам такого товара обязательно применяются административные меры.
- Что еще опасного, кроме нит­ратов, вы находите в нашей еде?
- Всего за 6 месяцев нынешнего года мы исследовали 1883 пробы продуктов на микробиологические показатели. В 136 было установлено превышение норм. В основном находим бактерии кишечной палочки. На санитарно-химические показатели (влажность, пищевая ценность, белки, жиры, углеводы) мы исследовали 1242 пробы. Из них 35 оказались вне стандартов. Из положительных моментов отмечу, что патогенной микрофлоры, например сальмонеллы, не было обнаружено.
- В каких продуктах чаще встречаются вредные “ископаемые”?
- Во всех. Но непосредственно на производстве нестандартных проб у нас не было. Это уже в сети продаж продукт становится опасным - из-за нарушений условий хранения или истекшего срока годности.
Но больше нас беспокоят сети общепита. Например, при готовке сырое мясо перемешивали ложкой, потом ею же - мясо, уже прошедшее термическую обработку. Отсюда - сальмонеллез и острые кишечные инфекции.
К сожалению, уровень санитарного просвещения населения не слишком высок. 60% всех заболевших употребляли дома продукцию, которая или неправильно была приготовлена, или неправильно хранилась.
- Много вопросов вызывает качество продуктов, привезенных из Китая.
- Санэпидслужба вопросы качества контролирует по отдельным показателям. Приоритетной является проверка продуктов на безо­пасность. И тут как раз никаких нестандартных проб в китайских продуктах в этом году не было обнаружено. Вопросы есть к продукции из других стран. Так, например, за первое полугодие мы забраковали всего 7,7 тонны продуктов. Из них 62% - из дальнего зарубежья и 32% - из ближнего. Например, негодными к употреблению оказались 4,6 тонны мороженого из Ирана, 1,8 тонны красной и черной икры из России. Также в небольших количествах негодными оказались сухое молоко, грибы и т.д. Сейчас перед нами поставлена задача: с целью защиты нашего рынка от недоброкачественной продукции более тщательно исследовать импортный товар. На этом и расставим акценты во втором полугодии.
- А вода? Недавно европейские СМИ сообщили, что во всем мире треть всей продающейся воды разливается по бутылкам из... крана обычного водопровода.
- В большинстве случаев так и получается. Производители просто очищают водопроводную воду, лишь в редких случаях - артезианскую. То есть, если в большинстве случаев на огромной бутылке написано “питьевая вода”, стоит знать, что, скорее всего, это просто водопроводная вода, которая очищена от остаточного хлора, минералов, солей и т. д.
В Алматы работает 14 цехов по производству бутилированной воды. Все они у нас на контроле, и за последние лет пять мы не находили никаких нарушений в их производстве. Просто у них закрытый цикл, оборудование полностью замкнуто, и влияние человеческого фактора минимальное.
- А что насчет пластиковой упаковки и посуды? Насколько она вредна?
- Посуда, которая контактирует с пищевыми продуктами и напитками, до 1 июля 2013 года подлежала государственной регистрации в Минздраве согласно законодательству Таможенного союза. Это значит, что прежде чем начать реализацию продукции, поставщик или производитель заранее привозил образцы упаковки, собирал пакет документов со всеми сертификатами. Мы делали лабораторные исследования и проверяли документы, и только пос­ле этого в Минздраве проводилась госрегистрация. И реализация этой продукции была допустима только после всех этих проверок. В общем, вся эта продукция контролировалась. Конечно, не исключено, что некачественный товар в страну мог завозиться контрабандой. Или когда для продуктов питания использовалась пластиковая тара, непригодная для пищи. Но нам такие факты не известны. Возможно, такую тару могли реализовывать на рынках. Но там трудно проводить проверки, потому что на базаре каждый продавец - индивидуальный предприниматель, а по законодательству ИП мы не можем проверять в первые три года его деятельности.
- А что стало после 1 июля?
- Три последних года мы тщательно исследовали тару. Ситуация была полностью изучена. Все, что официально завозилось, было качественным. В итоге пришли к выводу, что сырье и производство безопасное, новых технологий не придумано и больше нет необходимости в контро­ле такого уровня. Теперь предприниматели сами проводят исследования своей продукции и получают сертификаты. Это один из этапов снижения разрешительных процедур и уменьшение административных барьеров для предпринимателей.
- Для каких еще продуктов теперь не нужна госрегистрация?
- Ранее по законодательству Таможенного союза госрегистрации подлежало 11 видов товаров, в том числе пищевые продукты с ГМО; специализированные продукты для детей, беременных, спортсменов и т. д.; тонизирующие и алкогольные напитки; вода; БАДы; косметическая продукция; товары бытовой химии; детская одежда и др. Все это - эпидзначимые товары, которые могли иметь потенциальную опасность. Теперь для большинства из них госрегистрация не нужна. Она осталась обязательной только для специализированных продуктов, в том числе с ГМО, и новых продуктов, которые ранее не производились.
- Что касается продуктов с ГМО - как с ними обстоят у нас дела?
- Естественно, в ходе плановых проверок мы учитываем и этот аспект. Так, например, если производитель написал, что его продукция содержит ГМО - он поступил правильно, это не запрещено, такая продукция может продаваться. Но другое дело, когда производители не указывают наличия ГМО, а мы находим такие продукты, - это уже нарушение. Правда, в этом и в прошлом году в Алматы таких товаров мы не находили. Кстати, особенно часто у нас встречаются генно-модифицированные кукуруза, картофель, соя, рис.
- Насколько опасны игрушки, завезенные к нам опять-таки из Китая?
- Все, что поступает в страну легально, мы отслеживаем. Официально к нам завозятся хорошие игрушки, с ними все нормально. Реальная проблема с теми товарами, которые поступают контрабандой. Как с ними бороться, мы не знаем. Как правило, их находим уже на этапе реализации в розничной торговле, а отследить поставщиков пока не получается. Считаю, надо ужесточать контроль на таможне.
Как правило, эти игрушки поступают с превышением норм по запаху, часто бывает, когда игрушки оказываются с острыми кромками или непрочным соединением деталей. Встречается и превышение по содержанию формальдегида и стирола. Правда, сейчас все реже, видимо, производители и поставщики понимают, что продукция эта проверяется и к ней принимаются меры.
- Какие советы вы могли бы дать нашим гражданам?
- Покупать продукты только в стационарных объектах, которые так или иначе контролируются. Крайне нежелательно покупать в местах стихийной торговли: там товар сбывается без документов и без исследований, и эта продукция зачастую заведомо недоброкачественная. У нас каждый десятый заболевший сальмонеллезом купил продукты на улице.
Также надо смотреть, в каких условиях хранятся продукты. Если это скоропортящаяся еда, она должна находиться в работающих холодильных устройствах, а не бутафорских. Не стесняйтесь спрашивать у продавца сертификат качества. Покупатель должен быть сам заинтересован в покупке хорошего продукта. В конце концов, у нас в стране провозглашена солидарная ответственность человека за свое здоровье.

Виктор БУРДИН,фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

23.07.2013

Поделиться
Класснуть