5632

Гнездо “глухаря”

Обнародованная нами на прошлой неделе история о том, как мимо казны проплыли 3,7 миллиарда тенге, вызвала у ее героев состояние, близкое к эффекту контузии. Расследование нашего журналиста (см. “Судебный акт доброй воли”, “Время” от 4.4.2013 г.) словно повергло в глубокий обморок и Минфин с финполом, и судейский корпус вкупе с прокурорским, и, конечно, главных персонажей - представителей горнорудного гиганта АО “ССГПО”. Так они по сию пору и сидят воды в рот набравши. Реакция пришла, как обычно, с той стороны, откуда не ждали, - из анонимного, но весьма осведомленного источника…

В день выхода статьи в одном из ящиков моей электронной почты появилось письмо от человека, скрывшего свое имя под псевдонимом Finansist. Из последовавшей затем интенсивной переписки я понял, что автор электронных посланий некогда работал в Минфине и имел отношение к госбюджетным делам. Finansist столь свободно и доказательно рассуждал о причинах “пропажи” миллиардов, что стало понятно: есть шанс снять еще одну завесу тайны над описанными прежде событиями.
Итак, напомним: в 2009-2010 годах налоговое управление по городу Рудному вступило в схватку с ССГПО. Фискалы признали предприятие нарушителем ст. 209, ч. 1 Административного кодекса (“занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации, расчете, заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов”). Случилось это, как выявила налоговая проверка, в результате занижения отчетных цифр о доходах на сумму примерно 25 миллиардов тенге. В результате предприятие было оштрафовано на 3 миллиарда 721 миллион 154 тысячи 639 тенге. Не правда ли, впечатляет?
Руководство ССГПО тогда тоже впечатлилось и стало пытаться обжаловать налоговый акт в суде. Тягомотные разбирательства длились с нарушением всяческих сроков рассмотрения и в конце концов закончились ничем.
“Вы совершенно правы, указав на важную роль судебных и надзорных органов в этой истории, - пишет Finansist. - Мне доподлинно известно, что решение по делу судья был готов вынести еще в феврале. В тот момент, когда уже все обстоятельства были выяснены, а стороны выступили в прениях (!), прокурор вдруг заявил, что его речь не готова. Как вы считаете, такое может быть?”.
Я вообще-то думаю, что у нас может быть все, что угодно, особенно, когда дело касается таких VIP-клиентов, как ССГПО. Однако закон считает иначе. И если уж прения были начаты, неподготовленными к ним никто быть не может. Однако случилось так, как случилось, и о том, что прокурор должен был огласить свое заключение по делу, в дальнейшем никто уже не вспоминал. Почему?
“Да потому, что начался беззастенчивый “марафет”: суд удовлетворил ходатайство представителя ССГПО о продлении рассмотрения срока жалобы на неопределенное время”, - объясняет Finansist.

Пауза длилась почти полгода, и постепенно до всех дошло: с этим судебным “висяком” надо что-то делать. Сделали так: применили к делу о жалобе ССГПО на налоговиков норму ГПК, которая… не должна распространяться на дела особого искового производства. Судья Амангельды КАЛМУХАМБЕТОВ (ныне - председатель суда №2 г. Костаная) рассудил: раз стороны дважды не явились на процесс, значит, дело должно быть оставлено без рассмотрения. Но в случае рассмотрения законности действий госоргана так не бывает! А почтенный бий при этом еще и до двух не сумел сосчитать, ведь налоговики не явились в суд лишь один (!) раз. И никто его не поправил.
За годы работы в журналистике я не раз присутствовал при рассмотрении жалоб на результаты различных проверок. И, конечно, знаю: закон отводит на это всего 10 дней. Дела, в которых фигурируют не истец и ответчик, а заявитель-жалобщик и госорган, - это дела, рассматриваемые в особом порядке. По их поводу в законе сказано: неявка сторон не является препятствием для рассмотрения жалобы.
А посему очень хочется огласить несколько вытекающих из вышеизложенного вопросов: чем занимался на процессе прокурор, обязанный следить за соблюдением норм закона? как объяснит тогдашнее руководство Костанайского облсуда нарушение целого ряда норм законодательства? что скажут о внезапной пропаже интереса к этому судебному разбирательству налоговики? И не хотел бы Минфин, несмотря на давность срока, сообщить обществу о причинах, по которым где-то зависли, так и не поступив в казну, почти четыре миллиарда тенге?
“В принципе, все это было делом техники, - утверждает наш источник, в свое время наблюдавший историю изнутри. - Минфин направил запросы в компетентные органы иностранных государств, в которых просил проверить партнеров ССГПО. Под этим предлогом разбирательства по поводу жалоб предприятия были “приостановлены” - до момента получения ответов из-за границы. Но никто ничего не ответил. Так и получился из этого дела “глухарь”.
Ну а довершили дело, как это всем уже ясно, костанайские судьи при попустительстве надзорного органа…

…Вот и думается: а если подобных историй в нашей стране целый воз? Сколько же бюджет недосчитался денег, если один такой пример “весит” почти четыре миллиарда? Ну тогда ясно, почему столько дыр в казахстанском бюджете, все сильнее напоминающем тришкин кафтан. А еще почему пенсионный возраст женщин решено увеличить. И почему урезают декретные, и даже почему не хватает на “ЭКСПО” (да только ли на него!)… А главное - отчего все длиннее становится список всех этих проклятых “почему”. Пора работы над ошибками рано или поздно все равно наступит. Важно понять: чем раньше - тем лучше для всех.

Стас КИСЕЛЁВ, тел. 8-777-2265521, e-mail: kst@time.kz, Костанай - Астана, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть