Ни живым, ни мёртвым
В мавзолее Айша биби творятся странные вещи. Жители одноименного села конфликтуют с местным смотрителем и пишут на него жалобы, а потом в одном из туалетов туристического объекта находят труп. Не пора ли Министерству культуры и информации, в чьем ведении находится памятник, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, навести там порядок?
О том, что на территории одной из главных достопримечательностей региона творится неладное, первыми заговорили общественники Тараза.
- Нас шокировало, что на историческом объекте было найдено тело человека, которого искали всем регионом. А он был прямо под носом. Странно, что именно в предположительный день убийства камеры оказались нерабочими. Когда мы поехали туда, чтобы прояснить ситуацию, местные предприниматели рассказали, что их в прямом смысле оттуда выживают, притом что они там торгуют много лет и вносят арендную плату за место, - ввела нас в курс дела гражданский активист Лола КАСЫМОВА.
Она рассказала, что местные жители постоянно обращаются к правозащитникам в связи с обстановкой, сложившейся вокруг мавзолея. Большие вопросы вызывают денежные сборы, которые там производятся. Например, за вход на территорию взрослым необходимо заплатить 200 тенге, студентам и пенсионерам при наличии соответствующих документов - 100 и школьникам - 50 тенге. Но это не единственный источник дохода на объекте.
- На территории мавзолея установлен ящик для пожертвований. По словам людей, которые к нам обращались, раньше он постоянно был накрыт белой тканью. Всем, кто хотел оставить садака (милостыню), местный смотритель говорил оставлять деньги прямо на материи, а не опускать в ящик. Недавно произошла такая ситуация. Когда мы были в Айша биби, подъехала “газель” с туристами. Гостей сопровождал мужчина, который после прогулки и прочтения молитвы попросил туристов не опускать деньги в ящик, а просто положить на него. Естественно, мы поинтересовались, кто он и почему так делает. Он представился гидом и сказал, что таким образом хотел разменять деньги. Странный способ размена. И это всего один случай. А сколько туристов и паломников в день приезжает сюда? Получается, никто это не контролирует? - задается вопросами общественница Жанат ЕСТАЕВА.
Рядом с мавзолеем торгуют сувенирами, и за выгодные места развернулась настоящая борьба. По словам сельских предпринимателей, смотритель мавзолея Есенбек МАМЫРБЕК закрыл проход к их ларькам, установив прямо перед ними юрты. При этом после молитвы он якобы настоятельно советовал гостям покупать сувениры именно у него, потому что они освященные и на паломников снизойдет благословение Айша биби. Сельчане также рассказали, что он даже забирал овец, которых люди привозили туда для жертвоприношения.
Мы обратились за разъяснением в РГКП “Государственный историко-культурный музей-заповедник “Ежелгі Тараз ескерткіштері”, на чьем балансе находятся все мавзолеи региона, и поинтересовались, обращались ли предприниматели и жители села Айша биби к ним с вышеуказанными проблемами.
- Да, последние два месяца были обращения по поводу смотрителя Есенбека Мамырбека, после чего он был переведен на другой объект. А по сбору денег на территории мавзолеев обращений не было, так как вся финансовая информация публикуется на сайте предприятия в целях обеспечения открытости и гласности перед населением, - ответила временно исполняющая обязанности заместителя директора РГКП Сара КУРМАНОВА.
Я решила посмотреть на том самом сайте, сколько денег поступило от продажи билетов и пожертвований в прошлом году и на что они были потрачены. Но, увы, он оказался неактивным. Соответственно, и информации никакой нет.
В музее-заповеднике рассказали, что добровольные пожертвования, поступившие в ящик, изымаются комиссионно. Члены комиссии присутствуют при его вскрытии, подсчете денег и передаче их в расчетный отдел. Они же отслеживают поступление данных средств на счет предприятия и их целевое расходование.
- Расходы включают в себя содержание памятников истории и культуры международного и республиканского значения, расположенных на территории Жамбылской области, мероприятия по охране исторических объектов, выплату месячной заработной платы внештатным работникам предприятия, укрепление материально-технической базы, приобретение предметов и материалов хозяйственного назначения, возмещение коммунальных расходов. Музейные смотрители не имеют никакого отношения к денежным средствам, - заверяет Сара Курманова.
В комплексе мавзолея Айша биби по графику работают пять человек. Из них двое - музейные смотрители, двое - рабочие и один кассир. За безопасность объекта отвечают сотрудники охранного агентства. Как при таком количестве людей в туалете оказалось тело человека?
- Преступление произошло вне территории мавзолея Айша биби, в сельском округе Айша биби Жамбылского района. Покойник был оставлен преступником в неизвестное нам и нерабочее время. Туалет, который вне баланса предприятия, находится на окраине территории мавзолея. В связи с этим постоянно наблюдать за туалетом, особенно в ночное время, невозможно. В данное время делом занимаются правоохранительные органы. Сотрудники мавзолея были приглашены на допрос, их причастность к убийству не установлена, - сообщила Курманова.
Судя по ответам, которые мы получили в РГКП, все у них нормально, все правильно и в рамках закона. Но ведь, когда все хорошо и прозрачно, сайты работают, пожертвования поступают в ящик, условия создаются как для работников, так и для гостей и предпринимателей. Не правда ли?
Я также обратилась в акимат Жамбылского района, на чьей территории расположен мавзолей. Оказалось, что айшабибинцы тоже туда обращались. Заместитель акима района Махпал ДОСЫМБЕКОВА рассказала, что о проблеме в акимате знают и даже попытались в ней разобраться. Но так как территория находится в ведении РГКП, а те - в прямом подчинении Министерству культуры и информации, последнее слово остается за ними.
Похоже, настало время представителям министерства поставить точку в этом затянувшемся споре, ведь, судя по ситуации, работники подведомственной им организации сами не справляются. И от этого нет покоя ни живым, ни мертвым.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото автора и из интернета, Тараз