3112

Тулеутай СУЛЕЙМЕНОВ, первый министр иностранных дел независимого Казахстана: Шли, как в тоннеле: по сторонам темно, впереди светло

Предугадать, что выпускник аягузской средней школы, в 1959 году начавший свой трудовой путь рабочим на Карагандинском металлургическом заводе, станет министром иностранных дел, было непросто. Но именно ему в 1991-м президент доверил формирование внешней политики нашего государства. Судьба вела молодого металлурга к карьерным высотам, сделав знаковый вираж: на Карметкомбинате Тулеу­тай Сулейменов познакомился с будущим первым президентом независимого Казахстана Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ, став ему другом и соратником на долгие годы.

Тулеутай СУЛЕЙМЕНОВ, первый министр иностранных дел независимого Казахстана: Шли, как в тоннеле: по сторонам темно, впереди светло

В те далекие годы Тулеутай Сулейменов постепенно дошел до руководящей должности на комбинате в Темиртау и по рекомендации Центрального комитета Компартии Казахской ССР был направлен на учебу в Дипломатическую академию МИД СССР. С этого периода началась его дипломатическая карьера.

Новость об обретении нашей страной независимости застала дипломата в Иране, где он служил в качестве советника посольства СССР.

- Это был 1991 год, декабрь. Вдруг звонок, который перевернул душу, - вспоминает Тулеутай Скакович. - Признаюсь: был расстроен, что в такой момент нахожусь не на родной земле и как будто оторван от происходящего. Но до сих пор помню свои эмоции - это было похоже на сбывшуюся мечту. Все понимали: начинается новая жизнь, новая история.

Был и еще один повод для радости: руководство Казахстана предложило возглавить Минис­терство иностранных дел. Буквально через два дня дипломат был в Москве, ожидая рейса до Алматы.

- Была ли тревога от такой ответственности? Знаете, первым быть всегда непросто, но есть и другая хорошая присказка: дорогу осилит идущий. Но вместе с тем я прекрасно понимал, что даже самому опытному специалисту нужна команда - один в поле не воин. А у молодого государства, только выходящего на политическую арену в качестве самостоятельного игрока, она должна быть сильной, - говорит Тулеутай Сулейменов.

Пришлось начинать практически с нуля. На тот момент казахстанское Министерство иностранных дел представляло собой учреждение, где едва ли наберется дюжина дипломатов. На одной из встреч с главой государства Тулеутай Сулейменов высказался: “В планах пригласить на работу тех, кого знаю лично, в ком уверен”. Нурсултан Назарбаев идею поддержал, и телеграммы с приглашениями служить родине получили около 15 человек.

- Честно скажу: приняли мое приглашение не все. И это объяснимо - многие находились на службе в Москве, а это были совсем другие условия работы и жизни, - вспоминает Тулеутай Скакович. - Но мой расчет на патриотизм и дружбу оправдался - коллеги стали возвращаться домой.

Так постепенно и стала складываться отечественная дипломатическая служба. Кто-то, опытный, вернулся из-за рубежа, а кто-то, молодой и перспективный, нашелся на месте. Совсем зеленых отправляли на стажировку в другие страны: Пакистан, Иран, государства Европы. Зарубежные посольства шли навстречу и организовывали своеобразные курсы, а в КазНУ им. аль-Фараби открылся факультет международных отношений.

Вспоминая тот период, Тулеутай Сулейменов говорит: объем работы был огромным. Установление дипломатических отношений, организация визитов иностранных делегаций, международные мероприятия - все это требовало полной самоотдачи и титанических усилий. Начались первые поездки, официальные визиты первых лиц государства, круговерть приемов, переговоров, интервью…

- Не скажу, что круглые сутки проводили на работе, но бывало, что на сон оставалась всего пара часов. Одновременно приходилось решать совершенно разноплановые задачи: расставлять

кадры, вести переписку, обозначать приоритеты в работе. На ходу решалось очень многое, - рассказывает Тулеутай Скакович.

И так почти каждый день на протяжении первых лет независимости. Но об усталости никто не думал, шла работа на имидж страны. О Казахстане узнал мир, пришло время вступать в международные структуры - ООН, ОБСЕ, Международный валютный фонд. Подготовка документов занимала очень много времени, но работали спешно, успевая отправить все необходимые для вступления бумаги за восемь-десять дней. И тут требовались не только время, но и высокая квалификация сотрудников - все должно было быть составлено по высшему разряду.

- Дипломаты работали на износ - у всех были красные от недосыпа глаза. Но тогда это все компенсировалось молодостью и боевым настроем, - улыбается первый министр иностранных дел. - Все мы, бывшие советские республики, были пионерами движения от социализма к рыночной экономике. Опыта не было, было лишь желание делать все по уму. Шли, как в тоннеле: по сторонам темно, впереди светло. То самое светлое будущее, которое нам предстояло строить.

Тулеутай Сулейменов убежден: даже в такой сложный период серьезных промахов допущено не было, в чем, безусловно, главная заслуга принадлежит Елбасы.

- Нам, казахстанскому народу, повезло с президентом. Нурсултан Назарбаев имел огромный опыт политической работы, крепкие связи в Москве. А ему повезло с народом: люди верили народному избраннику, шли за ним, а такая вера всегда окупается сторицей, - уверен Тулеутай Скакович.

На вопрос, что запомнилось больше всего в бытность министром иностранных дел, Сулейменов однозначно отвечает: чувство свободы.

- Возможность распоряжаться своей судьбой, определять свою внешнюю политику - это неимоверно воодушевляет. Поднимается наш флаг - ты испытываешь гордость, звучит “Республика Казахстан” на весь мир - это по-настоящему радостное волнение! Это плод твоего в том числе труда. Вспомнить что-то одно, какой-то конкретный счастливый момент, не могу, тогда счастливым меня делало многое: и международные визиты, и встречи гостей, и громадье планов. Шла активная дипломатическая работа, потекли иностранные инвестиции - все это было синонимом свободы. Превыше свободы у народа нет ничего, - уверен первый министр иностранных дел независимого Казахстана.

В 1994 году Тулеутай Сулейменов покинул пост главы МИД и был направлен чрезвычайным и полномочным послом Казахстана в Соединенные Штаты Америки.

- Все ли я успел, что задумывал, будучи министром? Пожалуй, да, я остался доволен проделанной работой. Конечно, были планы еще и еще, человек не может не загадывать наперед. Но вечного ничего нет, а потому, когда пришло время моих перемен, я воспринял это с благодарностью. Тем более что в Штатах предстояла не менее интересная и трудоемкая работа: необходимо было выстроить прочные экономические отношения с Западом, заручиться поддержкой зарубежных инвесторов, - вспоминает Тулеутай Скакович. - Дипломат - это ведь сродни солдату: по стойке смирно, готов к исполнению. Ну и, не скрою, меня по-прежнему очень привлекала дипломатическая деятельность, а потому свое новое назначение я воспринял положительно: вечных министров не бывает, это жизнь, и она прекрасна тем, что дает возможность получать различный опыт.

Ольга КЕЦ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть