Как не остаться в долгу
На вопросы читателей ответил председатель правления Республиканской палаты частных судебных исполнителей Сергей ЛИ (на снимке).
(Окончание. Начало см. в номере от 13.9.2016 г.)
Берик АХАН, Алматинская область:
- У меня такое ощущение, что госорганы, которые в течение месяца должны предпринимать меры для того, чтобы должник добровольно погасил долг, на самом деле просто ждут 30 дней, а потом отправляют постановления частным судебным исполнителям (ЧСИ). На ваш взгляд, насколько эффективно они работают?
- По закону правонарушитель сам должен предпринять какие-то действия, чтобы оплатить штраф. Но контролировать его исполнение действительно должен уполномоченный госорган. Но, к сожалению, последняя норма соблюдается не везде. Нередко этот процесс пускают на самотек.
Мы считаем, что нужно привести в порядок базу данных, базу адресов, оптимизировать систему уведомлений, решить все вопросы с банками второго уровня. Когда этот комплекс мер будет выполнен, тогда не будет тех казусов и ошибок, которые, увы, сейчас случаются. А на принудительное исполнение к нам будут поступать только дела злостных должников, которые упорно не хотят платить.
Недавно на специально организованном в Алматы “круглом столе” мы говорили об этих проблемах с депутатами и представителями заинтересованных госорганов. По результатам этой встречи, а также правительственного часа в парламенте, посвященного этим вопросам, мажилис направил рекомендации правительству - в них отражены все те позиции, о которых я говорил. Проблему мы подняли - вопрос в исполнении. Я считаю, что многие штрафы могут быть оплачены в рамках добровольной процедуры, то есть в течение установленных законом 30 дней, если уведомления об их наличии будут доходить до адресата.
Расул ЕРЖАНОВ, Алматы:
- Мое имя зависло в реестре должников из-за того, что я якобы не оплатил налог на имущество, хотя на самом деле сделал это еще в 2014 году. То есть, по сути, после погашения задолженности судебные исполнители настаивали на том, чтобы я отдал им 10 процентов от суммы долга, которого уже не существовало в природе. На каком основании это происходит? И от чего вообще зависит стоимость услуг ЧСИ?
- Если ваше имя попало в реестр по ошибке, то ЧСИ не имеет права требовать с вас какую-то плату, даже если он понес расходы в связи с вашим делом. Если он пытается это сделать - пишите жалобу в региональную палату частных судебных исполнителей, там должны принять меры.
Что касается оплаты работы ЧСИ, то ее размер может варьироваться от 3 до 25 процентов от суммы долга и зависит от ее величины, то есть чем она больше, тем меньше процент. Допустим, если гражданин оплачивает штраф за нарушение ПДД в размере 10 МРП - 21 210 тенге, то работа частного судебного исполнителя будет оцениваться в 25 процентов от этой суммы - 5302 тенге. Если речь идет о суммах свыше 60 МРП (127 260 тенге), то планка снижается до 20 процентов. Десять процентов будет взыскиваться с сумм, начинающихся от 1000 МРП (2 121 000 тенге и более). Чаще всего оплата услуг частных судебных исполнителей по небольшим суммам штрафа составляет как раз 25 процентов. Это, в частности, касается тех, на ком числятся штрафы за нарушение ПДД.
Вопрос газеты “Время”:
-О каких суммах взыскания обычно идет речь?
- Они могут быть самыми разными. Недавно мне рассказали случай, как мои коллеги взыскивали госпошлину в размере пяти или шести тенге - это стоимость одного листа бумаги! Но все равно специалист должен был отработать данное постановление.
Максимальная сумма не установлена, по идее, она может быть любой. В основном к нам на исполнение поступают дела, в которых фигурируют суммы в диапазоне от 100 тысяч до полутора миллионов тенге.
Сергей ГРИБОВ, Астана:
- Какие дополнительные ограничительные меры могут появиться в будущем? Ведь наверняка вы добиваетесь расширения своих полномочий.
- Анализируя практику частных судебных исполнителей, могу сказать, что к этому вопросу нужно подходить комплексно. Какие-то меры действительно можно ужесточить, а где-то сделать поправки на смягчение.
Возьмем тот же запрет на выезд за рубеж. Из-за тех проблем, о которых я говорил выше (см. в предыдущем номере газеты. - О. А.), человека не всегда вовремя уведомляют о задолженности, которая на нем висит. Это создает для него неудобства. Сейчас действует такой механизм: применить ограничение на выезд за рубеж можно, если на гражданина есть исполнительный документ с суммой долга 20 МРП (42 420 тенге) и более. Я считаю, что эту планку можно поднять до 40-50 МРП (84 840-106 050 тенге).
Что касается ужесточений, мы тоже за них, но только в отношении злостных должников, которые намеренно не исполняют судебные акты, скрывают свое имущество, постоянно меняют место жительства и т. д.
Мы даже хотим поднять вопрос о том, чтобы расширить для таких граждан круг ограничительных косвенных мер. Например, ограничить им услуги, предоставляемые в ЦОНах. Речь не идет об основных видах - выдаче документов, свидетельств, справок и т. д. Но есть иные услуги (их около 200), запрет на получение которых может повлиять на ситуацию. Например, не выдавать разрешение на рыбалку и охоту до тех пор, пока человек не заплатит алименты.
Дмитрий, Алматы:
Как вы относитесь к инициативе правозащитников, которые давно говорят о том, что в закон “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” нужно внести изменения, согласно которым постановление об ограничении выезда за рубеж можно будет вынести только в присутствии самого должника?
- Я считаю, что эта мера будет неэффективной и даже неактуальной. Это только затянет исполнение, но не решит саму суть проблемы. Если поднять ограничительную планку, о которой я говорил выше, эти вопросы в большинстве своем отпадут сами собой.
Татьяна РУЗИНА, Алматинская область:
- Подскажите, как нужно действовать после оплаты штрафа тем, чье имя было в реестре должников? Они должны взять какие-то справки в полиции или департаменте госдоходов, обратиться к ЧСИ? Или их имя убирают из базы автоматически?
- После оплаты штрафа гражданин должен предоставить частному судебному исполнителю соответствующую квитанцию, оплатить его расходы по взысканию этого долга и непосредственно его деятельности. После этого ЧСИ прекращает дело, и через 5-10 минут после обращения данные человека автоматически удаляются из реестра должников. Ходить куда-то дополнительно не нужно.
Сейчас мы совместно с уполномоченными госорганами занимаемся вопросами модернизации нашей информационной системы. В ближайшие год-два совместно с Министерством юстиции хотим внедрить функцию онлайн-режима оплаты исполнения судебных актов. Допустим, если гражданин выезжает за границу и в аэропорту выясняется, что его имя находится в реестре должников, он при помощи специальных платежных терминалов сможет оплатить и сам штраф, и все расходы ЧСИ. Ему не нужно будет ходить в офис к частному судебному исполнителю, его данные автоматически удалят из реестра должников.
Такая практика широко применяется в Финляндии. Там на то, чтобы завершить исполнительное производство, уходит в среднем 20 минут, у нас - два-четыре месяца. Поэтому мы и хотим оптимизировать все процессы.
На “прямой линии” дежурила
Оксана АКУЛОВА, фото из архива Сергея ЛИ, и с сайта mediakuzbass.ru, Алматы