И это всё “онай!”
На вопросы наших читателей ответили руководитель управления пассажирского транспорта южной столицы Даурен АЛИМБЕКОВ (на правом снимке) и председатель правления ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Рифат АБДУРАМАНОВ (на левом снимке).
(Окончание. Начало см. в номере газеты от 3.2.2016 г.)
Байболат БАЙМАХАНБЕТ:
Я убежден, что в системе электронного билетирования пассажиров общественного транспорта должна быть предусмотрена возможность оплачивать проезд и наличными деньгами! Как можно без альтернативы? Собираетесь ли вы рассматривать этот вопрос?
Р. А.: Через месяц-два мы введем разовые билеты. Это будет обычный бумажный билет, который пассажир сможет приобрести в тех пунктах, где продаются карты “Оңай!”, на остановках и, возможно, у контролеров.
Есть два технических решения этого вопроса, и пока мы еще думаем, на каком именно остановиться. Первый - оборудование салона общественного транспорта или остановки электронным компостером. Вставляешь туда билет - пропечатывается дата, время и номер маршрута. Второй вариант - на разовом билете будет штрихкод, которым его нужно будет приложить к терминалу в троллейбусе или автобусе так же, как электронную карту.
Правда, проезд по разовому билету будет стоить чуть дороже, но точный тариф я пока сообщить не могу.
Тамара СТАРИКОВА:
Живу в микрорайоне “Аксай-5”. Хотела пополнить электронную карту, обошла всю округу и нашла всего один платежный терминал, но и тот не работал. Что делать в таких случаях?
Р. А.: Не может быть такого, чтобы в вашем районе нельзя было пополнить карту! В “Аксае” очень много магазинов, в которых стоят платежные терминалы. Помимо этого баланс можно пополнить через 20 банков, а буквально через неделю сделать это можно будет, отправив SMS с телефона мобильного оператора “Билайн”. Постепенно мы подключим к этому всех остальных мобильных операторов. Так что при желании закинуть деньги на карту можно.
Но если сложности все же возникли, пассажир может оплатить одну поездку в кредит, даже если на карточке нет денег. В таком случае на балансе будет минус 80 тенге, и когда вы будете пополнять карту в следующий раз, их вычтут из общей суммы.
Кулянда Абдракимовна:
Я восемь лет живу и работаю в Алматы, но прописана в Алматинской области. Не могу получить льготную карту. Почему, ведь я приношу пользу городу?
Д. А.: Для того чтобы получить льготу на проезд в общественном транспорте Алматы, нужно иметь городскую прописку. Это касается всех льготных категорий граждан, в том числе инвалидов. Решение маслихата Алматы, касающееся льготного проезда, действует только на территории города. Нужно понимать, что эта мера субсидируется из алматинского бюджета.
Вероника ЛИСТОВА:
Когда вы собираетесь восстановить трамвай? Что вы сделали в рамках его реанимации?
Д. А.: Мы имеем расчеты, что реконструкция 63 километров трамвайных путей обойдется, по предварительным данным, примерно в 16 миллиардов тенге. Эти деньги понадобятся только на замену рельсов и контактных проводов. Дополнительные средства будут нужны на реконструкцию самого депо, покупку новых вагонов. Вдобавок ко всему нам нужно будет выносить из-под рельсов существующие сети коммуникации и менять их на новые, ведь они лежат там более 30 лет.
В общем, проблема оказалась намного сложнее, а сумма намного выше, чем представлялось первоначально. Сейчас мы размышляем над тем, что лучше: вкладывать десятки миллиардов тенге в реконструкцию того трамвая, который был раньше, или же потратить эти деньги на строительство более современного и удобного легкорельсового транспорта (ЛРТ). Так что пока конкретного решения по поводу трамвая нет. Что же касается ЛРТ, то прогнозируемый срок его запуска - 2020 год.
Валерий ЛУКАШЕВ:
Я переехал в Алматы три года назад, еще плохо знаю город. Мне 75 лет и сложно ориентироваться. А водители маршрутов не объявляют остановки. Сделайте что-нибудь!
Р. А.: У нас есть техническая возможность объявлять остановки на казахском и русском языках через систему “Помощник водителя”, которая установлена в тех автобусах, где есть терминалы электронного билетирования. Сейчас мы отрабатываем этот вопрос с перевозчиками. Думаю, в самое ближайшее время система заработает.
Вячеслав ПАВЛЕНКО:
Как известно, недавно “Алматыэлектротранс” перешел в доверительное управление частной компании из Шымкента. Господин Алимбеков, вы можете дать гарантию, что ее руководство не продаст трамвайное депо?
Д. А.: Да, я могу дать такую гарантию. Этого не произойдет, так как в доверительное управление той компании, о которой вы говорите, переданы три автобусных и один троллейбусный парки. Трамвайное депо в управление не передавалось. О том, чтобы продать его в частные руки, сделать там бизнес- или торговый центр, речи не идет.
Радмир:
Вы говорите о том, что уже весной на части магистральных улиц появятся выделенные полосы для общественного транспорта. Вы хотя бы пытались представить, к какому транспортному коллапсу это приведет?! Не кажется ли вам, что сначала нужно создать в городе нормальную систему общественного транспорта, а уж потом вводить ограничительные меры?
Д. А.: Организация выделенных полос - это и есть первый шаг к созданию удобной системы общественного транспорта. Сегодня автобусы стоят в пробках так же, как и все автомобили. Из-за этого они не могут соблюдать график и выполнять то количество рейсов, которое прописано в договоре. Чтобы решить эти проблемы, нам нужно предоставить приоритет общественному транспорту, ведь по количеству перевозимых пассажиров один автобус в среднем заменяет 50 машин. Так что развитие общественного транспорта вполне соответствует принципам демократического общества. Во-первых, оно защищает интересы гораздо большего числа людей, а во-вторых, пересесть из джипа в автобус может любой.
Не забывайте и о тех экологических проблемах, которые существуют в Алматы. Решить их можно в том числе и за счет сокращения количества автомобилей.
Сейчас пассажиропоток в городе составляет 350-400 тысяч человек, и он будет возрастать. Мы к этому готовимся. Так вот, мы рассчитываем на то, что на общественный транспорт пересядет как минимум 20 процентов автолюбителей - это порядка 100-150 тысяч человек. Планируется, что уже в апреле в Алматы появится сто новых автобусов, а где-то в августе - еще столько же. Помимо этого мы ведем переговоры с перевозчиками и другими потенциальными инвесторами.
Руслан:
Для чего такая бюрократия, что нужно обязательно хранить чек от покупки карты “Оњай!”, чтобы потом ее сдать? Или вы боитесь подделок? Значит ли это, что система сама по себе ненадежна и уязвима?
Р. А.: С момента начала работы системы “Оңай!” нам вернули всего около десятка карт. И мы при этом не требовали чек. Да, по протоколу он нужен, но мы осознаем, что люди вряд ли смогут его сохранить. Есть недобросовестные продавцы, которые чек не выдают, к тому же его можно потерять. Мы подходим к ситуации в реалиях нашей жизни. Карты принимают на ж/д вокзалах, в аэропорту и у нас в холдинге. Что касается второй части вопроса, то могу заверить, что система надежна на все сто процентов!
Сергей КОЖЕВНИКОВ:
Вы будете что-то делать для того, чтобы одной картой “Оңай!” можно было расплатиться за проезд сразу нескольких человек, как было первоначально заявлено? Ну совершенно невыгодно нашей многочисленной семье иметь по карточке на каждого человека!
Р. А.: Да, такая возможность у нас была, но мы ее отключили по просьбе граждан. Люди несколько раз прикладывали к терминалу карту, в результате он списывал деньги за несколько поездок. Сейчас в одном транспортном средстве в течение полутора часов невозможно заплатить дважды.
С другой стороны, есть люди, которым, как вам, это не нравится. Тут очень сложно найти золотую середину. Мы будем рассматривать этот вопрос. Пока я не могу сказать что-то конкретное на этот счет.
Газета “Время”:
На каких улицах и проспектах помимо Абая начнут выделять полосы для общественного транспорта в первую очередь?
Д. А.: На проспекте Райымбека, улицах Толе би, Тимирязева, Желтоксан, Наурызбай батыра, Гоголя. Мы начнем эту работу, как только сойдет снег и высохнет асфальт. Думаю, что пробки будут образовываться только в первые две недели, потом люди постепенно будут пересаживаться на автобусы.
Наряду с этим в течение двух лет мы будем проводить оптимизацию маршрутов автобусов и троллейбусов. Планируем, что на Толе би и Райымбека будет сформирована следующая схема движения. На каждой из этих улиц будет организован сквозной - из одного конца в другой - магистральный автобусный маршрут. Эти маршруты на всем протяжении будут пересекать так называемые подвозные маршруты. На автобусах этих вспомогательных маршрутов жители отдаленных от центра города районов будут добираться до улиц Толе би и Райымбека.
Например, автобус, который идет из нижней части города по улице Байтурсынова, будет доезжать до Толе би, затем поворачивать налево, проезжать по этой улице еще одну-две остановки, а затем уходить в верхнюю часть города - по улицам Сейфуллина или Наурызбай батыра.
На всех остальных улицах, на которых появятся выделенные полосы, сохранится примерно та схема, которая существует сейчас.
Оптимизация маршрутной сети начнется поэтапно во втором квартале этого года. Никакой революции не произойдет, все задуманное будет претворяться в жизнь постепенно.
Гульмира:
Около месяца назад жители Алматинской области провели акцию протеста против системы “Оңай!” и перекрыли проспект Райымбека. Какие коррективы вы внесли после этого в свои планы?
Р. А.: Когда компетентные органы во всем разобрались, оказалось, что это была показательная акция. Это были не жители области, а водители и кондукторы автобусов, которые в связи с внедрением системы “Оњай!” лишились наличных! Они вышли на улицу под видом недовольных пассажиров и перекрыли дорогу.
Что касается жителей области, то большинство из них по-прежнему пользуются пригородными маршрутами, в которых терминалов еще нет. Есть и те, кто покупает нашу карту. Так что для них кардинально ничего не изменилось.
Байболат БАЙМАХАНБЕТ:
Какие меры принимаются для создания нормальной системы оплаты труда водителей? Ведь пока у них не будет мотивации, “Оњай!” не заработает в полном объеме.
Д. А.: Мы постоянно мониторим уровень зарплат в разных автопарках. У нас есть статистика по электронному билетированию, и мы видим, сколько в среднем зарабатывают автопарки. Теперь наша задача - унифицировать заработные платы водителей, чтобы они не переходили с одного места работы на другое, и сделать их достаточно привлекательными. Думаю, зарплаты должны составлять порядка 150 тысяч тенге. Замечу, что это оплата за 15 рабочих дней. Так что вопрос решается.
Гульнара ЖАКЕЕВА:
Живу в микрорайоне “Казахфильм”. Отсюда очень сложно добраться в центр города, ходят разваливающиеся на ходу автобусы № 56, и то с интервалом в 20-30 минут. Можно ли запустить еще один маршрут?
Сергей:
С вокзала Алматы-1 до Зеленого базара ходят очень старые автобусы маршрута № 71. Собираются ли их менять?
Д. А.: По мере обновления подвижного состава мы будем менять старые автобусы на новые, в том числе и те, которые обслуживают маршруты № 56 и 71. Мы не планируем вводить новые маршруты, которые бы шли из микрорайона “Казахфильм”. По моему мнению, основная причина недовольства граждан существующей транспортной системой в том, что им приходится ездить с пересадками. Человек, который живет в микрорайонах, хочет, чтобы у него был прямой автобус во все точки города. Но это технически невозможно. Алматы и так перегружен маршрутами, которые на каком-то этапе дублируют друг друга. Людям все же придется привыкнуть к тому, что нужно ездить с пересадками.
Вячеслав ПАВЛЕНКО:
На маршруте № 115 работает всего пять-восемь автобусов, приходится долго ждать, к тому же они не ездят вечером и в выходные. Как собираетесь с этим бороться?
Д. А.: Насколько я знаю, в рабочие дни выход автобусов на этот маршрут соответствует договору. С тем, что они не ездят в выходные и вечером, мы будем разбираться.
Ирина ИВАНОВА:
Живу в районе пересечения улиц Байтурсынова - Макатаева. Осенью убрали трамвай, остался только автобусный маршрут № 112, который очень плохо ходит.
Марина СУРКО:
Я, проживая на Абылай хана - Маметовой, не могу доехать даже до Зеленого базара. Будете ли добавлять маршруты?
Д. А.: Там, где раньше ходил трамвай, запустили маршруты. Нет такого, чтобы оттуда невозможно было выехать, просто в отдельных случаях нужно сделать пересадку. Маршрут № 112 ходит достаточно регулярно. К сожалению, всем не угодишь.
Гульбаршин МАЖЕНОВА:
Мы, пенсионеры, проживающие в районе улиц Жарокова - Утепова, просим вас сделать остановку возле магазина “Арзан”, в который мы ездим за продуктами, и пустить какой-то маршрут, который бы ходил от нас в центр города не по улице Гагарина, а по Жарокова.
Д. А.: Остановку сделаем. Вопрос относительно того, чтобы автобус ходил по Жарокова, будем рассматривать в рамках оптимизации движения общественного транспорта.
Серик ДАВЛЕТОВ:
Мой сын, чтобы добраться в школу, пользуется маршрутом № 303, который едет из “Айнабулака” по улице Белинского. Но это пригородный автобус, там даже не установлены терминалы “Оңай!”. У ребенка есть карточка школьника, но он вынужден платить за проезд 80 тенге. Когда вы наведете порядок с подобными маршрутами?
Р. А.: К сожалению, областные перевозчики - пока большая проблема для города, которая, увы, решается очень трудно. Только Каскеленский автопарк сейчас ведет с нами переговоры по установке терминалов для системы “Оңай!”. Я могу посоветовать только одно: ездите на городских автобусах. По мере поступления новых автобусов мы будем вытеснять областные автопарки из города.
Эльвира:
Возле рынка “Алтын орда” сделали надземный пешеходный переход и поодаль от него поставили остановку. Тем, кто приезжает на общественном транспорте, это очень неудобно. Людям приходится тащиться с сумками по ступенькам, а потом еще идти до остановки. Нельзя ли сделать остановки в непосредственной близости от рынка?
Д. А.: “Алтын орда” территориально относится к Алматинской области, поэтому ваш вопрос не входит в нашу компетенцию. Но тем не менее мы его изучим совместно с руководством рынка и постараемся сделать, чтобы людям было удобно добираться до остановки.
Майдан Казбекович:
В Астане проезд для пенсионеров в общественном транспорте бесплатный. А в Алматы такой льготы нет! Почему? Неужели здесь бюджет меньше, чем в столице, и на пенсионеров не могут найти денег?
Д. А.: Согласно закону каждая административно-территориальная единица вправе самостоятельно определять перечень льготных категорий граждан. В защиту Алматы скажу, что у нас есть льгота для студентов - а это весьма многочисленная категория пассажиров. К тому же появились новые льготы для инвалидов и многодетных матерей. То есть в общей сложности в Алматы на эти цели уходит больше денег, чем в Астане. На сегодняшний день на это уже выделено 2 миллиарда тенге, и думаю, эта цифра дойдет до 3,7 миллиарда тенге.
Мурат:
Мне 61 год, но я уже пенсионер. Хотел получить льготную карту “Оңай!”, но мне сказали, что ее выдают тем, кто достиг пенсионного возраста - 63 лет, и предложили подождать. Почему такая несправедливость?
Д. А.: В такой же, как ваша, ситуации оказались военнослужащие, сотрудники МВД, которые вышли на пенсию по выслуге лет. Но по решению маслихата Алматы льготный проезд распространяется на лиц, достигших пенсионного возраста, то есть 63 года - для мужчин и 58 лет - для женщин. Поэтому вам придется подождать еще два года. Насколько я знаю, в этом плане никаких изменений не будет.
Карлыга СЕРЖАНОВА:
Почему автобусы в Алматы такие грязные? Такое ощущение, что их никогда не моют! Кто-нибудь вообще за этим следит?
Д. А.: Все автобусы, выходящие на маршруты, каждое утро проходят необходимый технический осмотр, проезжают через мойку. Если у вас есть претензии по конкретным автобусам, звоните нам в управление: 262-14-09 или пишите на е-почту: o_transport@mail.ru.
На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы