Бауржан АБДИШЕВ: Карагандинская область есть и останется индустриальным центром страны
Так сегодня выглядит Караганда с высоты птичьего полета.
Когда в небо взмоют первые самолеты карагандинского завода “КазАвиаСпектр”? Как разрядить напряженную социальную обстановку на предприятиях АО “АрселорМиттал Темиртау”? На эти и другие вопросы наших читателей в ходе “прямой линии” ответил аким Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ (на снимке).
Сейтказы НУРКАЗОВ, Караганда:
На прошлой неделе на заседании акимата вы подвели итоги работы за первый квартал. Скажите, с какими показателями область завершила этот период?
- В целом итоги положительные. В промышленности индекс составил 100,1 процента, в сельском хозяйстве - 104,8 процента, в строительстве - 119 процентов, в торговле - 109,6 процента. Если конкретнее, то объем промышленного производства составил 330 млрд. тенге. Это 7,3 процента от общего объема всей страны. Динамично развивается сельское хозяйство. Произведено валовой продукции на сумму 15,6 млрд. тенге. Выполнено строительных работ на 23 млрд. тенге, что составляет 119 процентов. Введено порядка 90 тыс. квадратных метров жилья. В течение квартала создано 578 новых рабочих мест. Количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства в области на 1 апреля 2014 г. составило 63 778 единиц, или 118,4 процента к соответствующему периоду прошлого года, уровень безработицы сократился с 5,2 до 5 процентов.
Владимир ПЕТРЕНКО, Бухар-жырауский район:
Какова дальнейшая судьба разрушенной плотины в селе Кокпекты? Будут ли ее восстанавливать?
- С точки зрения государственного подхода плотину, конечно же, нужно восстанавливать. Но, как вы знаете, она находится в частной собственности, по окончании расследования будут даны соответствующие рекомендации. В случае передачи ее в коммунальную собственность мы примем комплекс системных мер по приведению плотины в соответствие с техническими требованиями к водоемам. В настоящее время нами предприняты все усилия по ликвидации последствий, оказана материальная помощь пострадавшим, решены все бытовые проблемы, возмещен сельчанам потерянный скот, планируем начать строительство домов. Пользуясь случаем, со страниц газеты “Время” хочу поблагодарить всех казахстанцев за оказанную поддержку и посильную помощь.
Талгат ТОЛЕУБЕКОВ, Абай:
Усилится ли контроль за плотинами и дамбами после трагедии в селе Кокпекты?
- В прошлые годы нами проведена ревизия всех водохозяйственных объектов. Сейчас у нас в области насчитывается 88 естественных озер, 116 плотин и дамб, из них 109 имеют форму собственности, 7 объектов находятся на дереликции. В результате проведенной работы по инвентаризации только в 2013 году 95 объектов приняты в коммунальную собственность. В настоящее время разработано технико-экономическое обоснование по единой информационной базе о состоянии поверхностных источников области, которые переданы в центральный уполномоченный орган для согласования. После будет принята единая база управления водными ресурсами. На заседании акимата мы все эти вопросы обсудили, дано поручение, что каждый регион должен обеспечить себя необходимым объемом воды для хозяйственных нужд, при этом усилив системный контроль за состоянием сооружений, обеспечив безопасное прохождение паводковых вод. И этим все соответствующие службы должны заниматься для предупреждения чрезвычайных ситуаций. В этом направлении будет усилен контроль.
Вопрос газеты “Время”:
В последнее время не прекращаются трудовые споры в АО “АрселорМиттал Темиртау”. Шахтеры и металлурги все чаще выражают недовольство из-за условий труда и размера окладов. После февральской корректировки курса тенге руководство компании откликнулось на призыв президента страны повысить зарплату работников. Но выяснилось, что администрация предприятия схитрила, включив в эту надбавку не выплаченную ранее 13-ю зарплату металлургам и обещанную индексацию окладов горнякам. Власти области как-то реагируют на столь некрасивые действия АМТ? И что делается для того, чтобы снизить социальное напряжение на предприятии?
- Мы не стоим в стороне, потому что шахтеры и металлурги - это наши люди, наши граждане. Мы полностью на их стороне. Напряженной ситуации как таковой сегодня на предприятии нет. Возникает ряд спорных вопросов, которые обсуждаются с рабочим коллективом. Я всегда на связи с профсоюзами.
Определенное недовольство действительно наблюдалось. По угольному департаменту имелась проблема с коллективным трудовым договором, где были расписаны все обязательства. Компания уведомила рабочих, что приостанавливает его действие. В ответ профсоюз угольщиков “Коргау” подал заявку на проведение митинга. Мы создали трехстороннюю комиссию, в которой участвовали представители АМТ, профсоюза и местных исполнительных органов, провели ряд встреч с руководством компании и в итоге сумели договориться. Компания отозвала решение о расторжении коллективного договора, а профсоюз отозвал заявку на митинг.
Нам удалось договориться с компанией о том, что по угольному и по стальному департаментам коллективные трудовые договоры будут заключаться по единому стандарту на три года, зарплата с учетом складывающейся инфляции в размере 50 процентов будет выплачиваться ежегодно автоматически, а еще 50 процентов будет зависеть от производственных показателей и выполнения плана. Что касается проблемы 10-процентного повышения зарплаты работникам АМТ - конечно, мы на это глаза закрыть не могли. Данная проблема доведена до сведения и обсуждена с акционером компании, и этот вопрос сегодня рассматривается.
В целом совместная конструктивная работа местных исполнительных органов, работодателя и профсоюзов дает нам уверенность в том, что интересы шахтеров и металлургов будут защищены, а социальные напряжения минимизированы.
Ангелина Львовна, Караганда:
Вы как-то обмолвились, что через веб-камеру будете наблюдать за строительством самолетов на заводе “КазАвиаСпектр”. Как продвигается работа и когда же взлетит первый борт?
- С этим заводом были проблемы, была критика главы государства. Но теперь работа налаживается, соглашение с казанской компанией МВЕН подписано, их специалисты трудятся сейчас на заводе вместе с нашими. Я постоянно наблюдаю за цехом в режиме онлайн и периодически встречаюсь с руководством предприятия. В апреле они сделали два крыла. В мае закончат фюзеляж, 60 процентов пластики выклеено, заказана авионика. Первый самолет планируется собрать к осени.
Хотел бы еще отметить, что в прошлом году социально-предпринимательская корпорация “Сарыарка” совместно с частным инвестором создала на территории Бухар-жырауского района авиационный учебный тренировочный центр с легкими двухместными самолетами. В планах - к этому проекту привязать “КазАвиаСпектр”, а также в рамках программы дуального обучения в перспективе прикрепить к учебному центру один из колледжей. Это позволит нам заложить основу для подготовки своих гражданских пилотов.
Ерлан АСКАРОВ, Караганда:
За качеством строительства нового жилья кто-то следит? В прошлом месяце проверка Министерства регионального развития выявила ряд нарушений в карагандинских новостройках. Неужели “Бесоба” не стала уроком?
- Контроль есть. Он осуществляется со стороны заказчика, уполномоченного государственного органа в лице ГАСК, производится авторский и технический надзор. Проверка специалиста комитета по делам строительства и ЖКХ Минрегионразвития определила нарушения в строящемся микрорайоне “Шапагат” при визуальном осмотре. Чтобы не было сомнений по качеству строительства, я дал поручение привлечь к работе специалистов из КазМИРР (Казахстанский многопрофильный институт реконструкций и развития). Они сейчас проводят обследование и дадут свое заключение. При необходимости будут приняты соответствующие меры. Второй “Бесобы” мы не допустим.
Роза ИМАЖАНОВА, Караганда:
Карагандинские перевозчики в последнее время совсем распоясались! Зимой подняли тариф за проезд в общественном транспорте с 50 до 80 тенге, но качество обслуживания совсем не улучшилось. Так, на днях водители автобусов еще и бастовать вздумали, устроив на улицах города транспортный коллапс! Когда же в этой сфере наведут порядок?
- Перевозчики в свое время привыкли получать субсидии от государства. Раньше им ежегодно выделялось 1,5-2 миллиарда тенге. Но так долго продолжаться не могло, потому что, если им постоянно давать такие деньги, во-первых, не будет хватать средств в бюджете на развитие города, во-вторых, нет никакой модернизации автопарков. Когда прекратили субсидирование, за исключением перевозки социально защищенных категорий пассажиров, автопарки стали просить повышения тарифа: им разрешили его поднять, но взамен потребовали обновить подвижной состав, установить в автобусах GPS-навигаторы, одеть водителей и кондукторов в униформу, улучшить культуру обслуживания пассажиров и обеспечить чистоту в салонах. Этого мы будем добиваться.
Что касается забастовки водителей, то, я полагаю, это произошло из-за неправильного менеджмента руководства. Водителям устанавливают ежедневный план выручки. Но, требуя выполнения плана, необходимо создать условия работы, обеспечить водителей социальным пакетом, которых на сегодняшний день, на мой взгляд, недостаточно. Поэтому водители стараются подработать сверхурочно, нарушая трудовое законодательство, чтобы получить сверхплановую прибыль. Автопаркам необходимо заняться модернизацией своего подвижного состава и улучшением условий труда для работников и повышением качества обслуживания населения.
Можно было бы создать муниципальный автопарк. Однако для бюджета это большая нагрузка. К тому же я сторонник рыночной конкуренции и считаю, что лучше привлечь инвестора и создать альтернативу действующему перевозчику. Есть у нас на примете один предприниматель, сейчас мы ведем с ним переговоры по этому поводу и готовы оказывать меры государственной поддержки для реализации этого проекта. Нужно, чтобы у людей был выбор, на чем ездить. И тогда конкуренция сама все расставит на свои места.
Алексей БРЫЗГАЛОВ, Караганда:
В прошлом году карагандинский футбольный клуб “Шахтер” впервые добился хороших результатов, выступая на европейских аренах. Тогда чиновники обещали построить в городе крытый футбольный манеж. Но команда по-прежнему играет то в Астане, то в Темиртау. А болельщики хотят видеть игры родной команды на домашнем поле. Когда появится обещанный манеж?
- Манеж на три тысячи мест появится в течение полутора лет. Проектно-сметная документация на подходе. Осенью, скорее всего, уже начнется его строительство. Это уже необходимость, поскольку Федерация футбола Казахстана планирует скоро перевести чемпионат страны на формат “осень-весна”. Место для манежа уже определено: он будет возведен в районе микрорайона “Голубые пруды”. Там же в будущем появится новый стадион. Кроме того, как вариант рассматриваем замену газона на нынешнем стадионе “Шахтер” на новое качественное искусственное покрытие с подогревом. Может быть, в следующем году получится это сделать. Есть задумки и о реконструкции действующего стадиона, чтобы он подходил под евростандарты.
Жанар БЕКБАТЫРОВА, Шахтинск:
Вы недавно заявили, что примете на работу в областной акимат людей с ограниченными возможностями. Появились ли у вас в штате инвалиды?
- Есть поручение президента о трудоустройстве инвалидов. Сейчас в системе исполнительной власти области работают 26 человек с ограниченными возможностями. В марте к нам в канцелярию устроился парень с ДЦП. Я обещал также взять на работу студентку колледжа, обучающуюся по специальности “Делопроизводство”. Девочка на коляске передвигается. В июне она получит диплом, и мы ее сразу примем на работу.
Эту работу мы будем активно продолжать, все акимы городов и районов имеют соответствующее поручение. Мною рекомендовано руководителям предприятий всех форм собственности принимать в штат людей с ограниченными возможностями, создавая им соответствующие условия работы. Это направление будет находиться на особом контроле.
Валерий СЕРГЕЕВ, Караганда:
После февральской корректировки курса тенге власти обещали сдерживать рост цен. Тем не менее они все-таки повышаются. Что делается для стабилизации обстановки?
- Проводится системная работа по сдерживанию необоснованного роста цен. На сегодняшний день из 27 социально значимых продовольственных товаров 17 позиций производится в нашей области, из них по 10 позициям полностью покрываем потребность населения: это мука, картофель, свекла, говядина, баранина, мясо птицы, молоко, кефир, яйца, хлеб первого сорта. По семи позициям - макароны, лук, масло сливочное, капуста, творог, сыр, морковь - мы производим от 20 до 95 процентов потребности населения. В этой связи сейчас стараемся создать все условия, чтобы этих товаров производилось у нас больше. Есть вопрос по бакалее - это крупы, сахар, чай и растительное масло, на это мы аккумулируем резервы стабилизационного фонда. Только в этом году из стабфонда в виде товарной интервенции реализовано 1150 тонн продукции на сумму порядка 100 миллионов тенге.
Кроме этого предпринимаемые меры по контролю вопросов ценообразования, прямых поставок от производителя до торговых точек, предоставления муки по фиксированной сниженной цене хлебопекарным предприятиям, проведения ярмарок, развития тепличных хозяйств, моратория на повышение тарифов позволяют минимизировать необоснованный рост цен.
Сергазы САДВАКАСОВ, Жезказган:
Каким вы видите наш регион в идеале через 15-20 лет?
- У нас определены базовые отрасли экономики - горнорудная, металлургическая, машиностроение, агропромышленный комплекс, энергетика, строительство, фармацевтика, туризм. В недрах нашей области сосредоточена практически вся таблица Менделеева, минерально-сырьевая база очень мощная. Благодаря поддержке президента реализуется комплексный план социально-экономического развития Жезказгана, Сатпаева и Улытауского региона, где предусмотрены 25,1 миллиарда тенге на масштабную геологоразведку на площади 130 тысяч квадратных километров. Строительство новой железнодорожной ветки Жезказган - Саксаульская вдохнет в регион новую жизнь, появится пять станций и 12 разъездов, а вокруг них будет развиваться социальная инфраструктура: школы, детские сады, больницы. Запланированы новые производства: реконструкция и расширение горно-металлургического предприятия “Пустынное” под золотоизвлекательную фабрику с производительностью два миллиона тонн руды в год в Актогайском районе, строительство и эксплуатация горнорудного комплекса в Каркаралинском районе на месторождении Коктасжал с годовой производительностью 16,4 тыс. тонн медного концентрата, 1,6 тонны золота, 6,4 тонны серебра, угольный разрез “Кузнецкий” в Бухар-жырауском районе, где прорабатывается вопрос абсолютно новой для нашего региона отрасли углехимии, проект извлечения газометана из угольных пластов. Это, а также успешная реализация проектов государственной программы ФИИР, проекты, реализуемые в СЭЗ “Сары-Арка”, планируемые индустриальные зоны в моногородах, поддержка и развитие малого и среднего бизнеса, долю которого мы должны довести до 50 процентов в структуре внутреннего регионального продукта (ВРП) до 2020 года, и многие другие реализуемые проекты в регионе позволяют смело говорить нам о том, что Карагандинская область есть и остается индустриальным центром страны, верным курсу и политике главы государства.
На “прямой линии” дежурила Ирина МОСКОВКА, фото предоставлены пресс-службой областного акимата, Караганда