6934

Скользкий путь Абая

Осужденному за коррупцию директору театра имени Ауэзова подарили чапан и разрешили играть Абая

Одним из символов новогодних праздников в Алматы уже давно стал театр ростовых кукл “Сезам”, 20 лет подряд выступавший на сцене Казахского государственного академического театра имени Мухтара Ауэзова. Однако в этом году в храме культуры представлений с участием ростовых кукол не будет, а связано это с громким коррупционным скандалом, прогремевшим в стенах Театра имени Ауэзова ровно год назад, аккурат на новогодние праздники. Директора учреждения Ерлана БИЛАЛА задержали по подозрению в получении взятки, которую ему передал руководитель “Сезама” Кайрат БАЯНОВ. Затем был суд, Билала приговорили к крупному штрафу, а “Сезам”… попросили с вещами на выход! Как это произошло, газете “Время” рассказал Кайрат Баянов. 

- Более 20 лет назад я купил ростовые куклы за границей, потратил на них 30 тысяч долларов, - вспоминает руководитель “Сезама”. - Тогда это были огромные деньги. С самого начала наши куклы были говорящими - мы установили радио­микрофоны, чтобы актеры могли не только разговаривать, но и петь. У наших коллег в похожих постановках все идет под фонограмму, а куклы просто танцуют на сцене. Мы же сразу решили ставить серьезные классические произведения. Поэтому я всегда подчеркивал, что это театр, а не шоу. И репертуар был подобран такой, чтобы дети не просто развлекались, но и учились чему-то хорошему.
Все эти годы “Сезам” базировался в Казахском государственном академическом театре имени Ауэзова.
- Открывались мы, когда директором был Тунгышбай ДЖАМАНКУЛОВ, - говорит Кайрат Баянов. - Потом были Есмухан ОБАЕВ, Еркин ЖУАСБЕК. Руководители менялись, а “Сезам” продолжал работать, и ни одного конфликта у нас за 20 лет не было! Как только приближались новогодние праздники, люди шли к нам на выступления сами, можно было и рекламу не давать. Считаю, что и для Театра имени Ауэзова сотрудничество с “Сезамом” было выгодным - я арендовал сцену на 10 дней за весьма солидную сумму. Не буду скрывать, от себя доплачивал и сотрудникам - уборщицам, билетерам, гардеробщицам, в общем, всем, кто готовил залы и сцену, следил за порядком. И люди были довольны - получали надбавку как раз к новогоднему празднику. Кроме того, мы успешно гастролировали как в Казахстане, так и в ближайшем зарубежье, мне потом столько писем приходило от детей и родителей - благодарили, просили еще приехать...
Так продолжалось, пока в театре Ауэзова не сменился директор.

- Новым руководителем стал Ерлан Билал, актер театра, которого я знаю лет 20, не меньше, - объясняет Кайрат Баянов. - Он и у нас в “Сезаме” работал, и серьезные драматические роли исполнял. Но возглавил театр и поменялся, даже по-другому разговаривать стал. Он неоднократно обращался за помощью, даже не намекал, а прямо говорил, что я должен помогать решать проблемы, раз снимаю сцену. Я с ним поговорил и показал свои расходы - в том числе и на сотрудников. Он вроде бы понял. Но через год история повторилась - теперь он начал говорить, что не надо людям доплачивать, эти деньги следует отдавать ему. Но одно дело, когда я от души хочу отблагодарить сотрудников, которые и так получают небольшие деньги, и для них моя надбавка - это реальная помощь перед праздниками. И совсем другое, когда у меня вымогают эти суммы.
Поначалу руководитель “Сезама” пытался договориться.
- Вы же знаете, в случае конфликта у нас принято обращаться к старшим, - говорит Кайрат Баянов. - Я пошел к аксакалам, объяснил ситуацию, попросил поддержки. Мы вместе с Ерланом сидели с уважаемыми людьми, он обещал меня не трогать, но потом один на один говорил, что деньги все равно придется платить, угрожал выселить “Сезам” на улицу, сорвать представления. Я попытался решить вопрос через Астану - через близкого человека просил помощи там. В итоге Билал мне сказал: или я принесу деньги, или детей больше в театр не пустят. Поскольку мне никто не мог помочь, пришлось обращаться в антикоррупционную службу. Меня там проинструктировали, я записал разговоры, а потом отнес нужную сумму. Ерлана задержали…
Кайрат Баянов думал, что на этом его проблемы закончатся. Но на самом деле все только начиналось.
- На меня давили со всех сторон, чтобы я забрал заявление, - говорит руководитель “Сезама”. - Даже в уголовном деле я был не потерпевшим от вымогателя, а свидетелем. Пришлось нанимать юриста, чтобы меня тоже не обвинили в совершении какого-нибудь преступления. Вплоть до оглашения приговора звонили от больших людей и уговаривали отказаться от обвинений - дескать, так тебе лучше будет. До смешного доходило - на той зовут, сажают за стол с аксакалами, а они мне начинают выговаривать: зачем сор из избы вынес, неужели не мог с Ерланом договориться? Ну и в театре, само собой, не все были рады такому повороту. Через пару дней после задержания Билала у нас было представление, и кто-то неожиданно отключил отопление. Дети даже в куртках мерзли - естественно, нам предъявили претензии. Ну хорошо, я плохой, посмел сдать вымогателя. Но дети-то в чем виноваты?
В результате директор тетра имени Ауэзова был признан виновным в покушении на получение взятки и приговорен к штрафу в 52,5 миллиона тенге. Также Ерлана Билала лишили ордена “Курмет”, но сохранили звание заслуженного деятеля Республики Казахстан.
- Я был уверен, что после приговора все встанет на свои места, - рассуждает Кайрат Баянов, - но ошибался. В театр имени Ауэзова пришел новый директор, им стал выпускник “Болашака” Асхат МАЕМИРОВ. Знаете, что он сделал первым делом? Организовал собрание деятелей искусства в защиту Билала! Начали клеймить меня позором. Маемиров говорил: дескать, как можно было рядом со священной сценой театра устраивать такие вещи! Но когда Билала в итоге осудили, новый директор не успокоился. Он устроил торжественные проводы своего предшественника! Было собрание коллектива, где новый директор надел на Билала чапан на той священной сцене. У нашего народа подарить чапан - значит проявить к человеку огромное уважение. Более того, Маемиров сохранил за Ерланом роль Абая! Вы можете себе такое представить: осужденному за коррупцию взяточнику разрешают играть величайшего представителя казахского народа, олицетворяющего совесть нации! И все это сделал Асхат Маемиров, на обучение которого за рубежом государство потратило огромные деньги. Чему он научился за границей: защищать взяточников, поддерживать коррупцию? Сам Маемиров до этого додумался или ему сверху приказали так себя вести?
Немудрено, что с новым директором театра Кайрат Баянов не нашел общего языка.
- Я обратился к Асхату Маемирову с письмом, рассказал о ситуации и нашем многолетнем сотрудничестве с театром, - объясняет руководитель “Сезама”. - Но в итоге договор аренды со мной не продлили, нам пришлось искать новое место для выступлений. Я обращался в другие театры Алматы, однако везде мне отказали. Предполагаю, что есть негласное указание из Астаны не предоставлять “Сезаму” сцену. Ну что ж, тогда я нашел зал в одном из торговых центров Алматы. Конечно, это не театр, сцена другая, акустика, рассадка… Но самое главное, что “Сезам” продолжает работать и дети не останутся без новогоднего настроения. Кстати, Асхат Маемиров тоже покинул театр имени Ауэзова - его перевели на должность ректора Национальной академии искусств имени Жургенова. Чему он будет учить будущих артистов - поддерживать взяточников?
- Кайрат Дуйсенович, вы не пожалели, что год назад обратились в антикоррупционную службу? Ведь не будь той жалобы, ваш коллектив и дальше бы выступал в театре имени Ауэзова, - не выдерживаю я в конце нашей встречи.
- У меня не было другого выхода, - улыбается Кайрат Баянов. - Конечно, это все выглядит паршиво: коррупционеру дарят чапан, а “Сезам” выставляют за дверь, потому что договор аренды истек. Теперь там на Новый год будет выступать другой коллектив. Но я все равно считаю, что сделал все правильно. Можете считать меня чудаком, но я уверен, что добро всегда победит зло. У нас в репертуаре есть спектакль “Укрощение дракона”, где исполняются песни, специально написанные для “Сезама”. Главную композицию спела Сара НАЙМАН, сейчас выступающая в Венской опере. И там были такие строчки:
Зла много на свете, но больше
добра,
Гоните дурное всегда от себя,
Пусть город волшебный “Сезам”
оживет,
Пусть счастье и радость народ
обретет!
- Пока дракон побеждает, хотя одну голову ему уже отрубили, - делает вывод Кайрат Баянов. - Но мы не сдаемся...

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть