Фантом теряет высоту
Загадочная история Ан-2 авиакомпании “Фауна Эйр”: самолёт упал в Костанайской области, но сумел самостоятельно долететь до Атбасара, по пути... сменив окраску!
Без малого три месяца надзорные и контролирующие госорганы не могут разобраться с маленьким самолетом Ан-2, выполнявшим сельхозработы на севере страны. Еще в июне “кукурузник” с бортовым номером UP-A0316 совершил жесткую посадку в полях Костанайской области, получив весьма серьезные повреждения. Однако спустя короткое время Ан-2 с бортовым номером UP-A0316 был обнаружен на аэродроме в Акмолинской области практически целым и невредимым, хотя и со следами пожара. Но есть одно “но” - почему-то не совпадал цвет двух “кукурузников”. И вот теперь недавно назначенному транспортному прокурору Максату ДУЙСЕНОВУ предстоит ответить на непростой вопрос: действительно ли владельцы разбитого самолета перекрасили его или в Докучаевском сельском округе Алтынсаринского района Костанайской области разбился неизвестный фантом?
Мало кто предполагал, что вокруг маленького самолета, опрыскивающего поля химикатами, поднимется такая буря, в которую оказались втянуты вице-министры и другие высокопоставленные чиновники. А всему виной весьма странное поведение руководителя ТОО “Фауна Эйр” Виталия ГРОМОВА, которому и принадлежит “кукурузник”.
Началось все с довольно привычного в малой авиации происшествия - Ан-2 с бортовым номером UP-A0316 совершил жесткую посадку, во время которой случилось так называемое капотирование - то есть опрокидывание воздушного судна. Это событие не прошло мимо местных жителей, посмотреть на перевернутый аппарат сбежались подростки со смартфонами - не каждый же день в соседнем огороде переворачивается самолет! Селфи тут же разлетелись по социальным сетям, и во многом благодаря этим фотографиям госорганы узнали о происшествии, чем и заинтересовалась транспортная прокуратура, давшая поручение выяснить все обстоятельства ЧП. Поскольку официальных сообщений о жесткой посадке не поступало, проверить информацию из Астаны выехал сотрудник управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ). Вместе со следователем линейного отдела полиции станции Костанай они отправились в Докучаевский сельский округ, вот только самолета там не обнаружили. Местные жители, в том числе герой селфи, рассказали проверяющим, что Ан-2 разобрали на части и увезли на грузовике. Правда, удалось выяснить, что принадлежал “дырдолет” компании “Фауна Эйр”. Директор ТОО Виталий Громов подтвердил, что авиапроисшествие имело место, но не такое уж и серьезное: по его словам, борт своим ходом долетел до Атбасара, где с тех пор и находится.
Проверяющие отправились в Акмолинскую область и действительно увидели собственными глазами Ан-2 с тем же бортовым номером UP-A0316 со следами пожара на месте двигателя. Смутил их, правда, цвет самолета. Тот, что упал в Костанайской области, был красно-серым. В Акмолинской же области стоял бело-голубой аппарат. Сверили номера на двигателе и кузове - совпадают с теми, что указаны в документах. То есть в Атбасаре стоял настоящий Ан-2, принадлежащий ТОО “Фауна Эйр” и имеющий все необходимые разрешения для выполнения полетов. Но тогда на фоне какого самолета фотографировались подростки из Алтынсаринского района?
И тогда в УРАПИ решили, что руководители “Фауны Эйр” что-то недоговаривают. Два самолета с одинаковым бортовым номером летать не могут точно. И почему владелец воздушного судна не дождался приезда проверяющих, а в спешке вывез “кукурузник”? Все это выглядело весьма странно, поэтому управление по расследованию авиапроисшествий и инцидентов предложило запретить эксплуатацию всех самолетов, принадлежащих “Фауне Эйр”, пока не будет проверена вся техника авиакомпании.
Но тут за “Фауну” и Громова неожиданно вступилась известная блогерша и по совместительству заместитель председателя комитета гражданской авиации Тоты АМИРОВА. Она опубликовала на своей странице в Фейсбуке фотографии целого Ан-2 и написала в комментариях, что УРАПИ не предоставило ни одного документа, подтверждающего факт авиапроисшествия. “Поэтому мы в этом шоу не участвовали”, - в своем непередаваемом стиле резюмировала госпожа Амирова. Раз с самолетом все в порядке, то и запрещать полеты нельзя. Логика в этом есть.
Возникла двусмысленная ситуация. Одно подразделение Министерства по инвестициям и развитию в лице комитета гражданской авиации настаивает, что “Фауна Эйр” ничего не нарушает и может летать дальше. Другое подразделение того же министерства в лице управления по расследованию считает, что в “Фауне” что-то скрывают. И что следует предпринимать в таких случаях, когда мнения расходятся?
И тут в дело вмешалась третья сила - транспортная прокуратура. Надзорный орган тоже решил узнать, что же происходит в авиакомпании, использующей загадочные самолеты. Неслыханное дело - перевернулся при посадке, загорелся, сломал винты, но потом спокойно улетел в другой город, по пути сменив окраску. Такое только в голливудских фильмах про роботов-трансформеров можно увидеть. А тут, получается, уникальный самовосстанавливающийся аппарат борется с колорадским жуком в Костанайской области!
И вот тогда в “Фауну Эйр” зашла проверка из нескольких органов сразу, которая установила весьма серьезные нарушения. Например, на пяти “кукурузниках” отсутствовали барографы - приборы, записывающие данные о взлетах и посадках самолета. На этих воздушных судах именно так определяется его эксплуатация, и без барографов летать категорически запрещено. Также были выявлены и другие недостатки - не было записей в бортовых журналах, не у всех сотрудников есть свидетельства, разрешающие работать в авиации. В результате пяти из 11 самолетов “Фауны Эйр” запретили выполнять полеты.
Но и это еще не все. Ознакомившись с результатами проверки, первый вице-министр по инвестициям и развитию Роман СКЛЯР обратился в Главную транспортную прокуратуру с предложением все-таки поискать тот самый красно-серый Ан-2 с бортовым номером UP-A0316, что перевернулся в Докучаевском сельском округе Алтынсаринского района. Заместитель министра, похоже, не верит, что роботы-трансформеры существуют на самом деле.
Осталось узнать, как к героям голливудских блокбастеров относится главный транспортный прокурор Максат Дуйсенов, назначенный на эту должность около месяца назад. А вдруг действительно старенький Ан-2, поливающий поля химикатами, окажется уникальным аппаратом, аналогов которому нет во всем мире? Падает, ломается, а потом меняет цвет и улетает. Да ему цены нет! Или в бескрайних просторах страны действительно завелись фантомы?
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы