А к нам белочка пришла!
В Алматы появилась 13-метровая металло-соломенная экоскульптура.
чера вечером состоялась официальная презентация белочки, но еще накануне алматинцы делились впечатлениями: кто-то называл сооружение монстром и сочувствовал жителям окрестных домов, кто-то пришел в восторг и теперь хочет показать белку детям. Злые люди даже дали прозвище арт-объекту - байбелочка - в честь градоправителя, который, как известно, всегда во всем виноват.
Автор объекта Алекс РИНСЛЕР (на снимке) - социальный паблик-арт-художник, культурный продюсер, организатор городских фестивалей, плейсмейкер (это модное нынче словечко, обозначающее специалиста по созданию и оживлению пространств). Алекс Ринслер знаменит и тем, что в городах мира устанавливает громадные фигуры животных. Но пока мы круче всех - наша белочка самая большая из всех прежде созданных Алексом работ. Кстати, она выполнена в сотрудничестве с опытным скульптором из Южной Африки Мариусом Янсеном Ван ВУУРЕНОМ.
Почему именно белочка? Это личная ассоциация автора. Образ вечно бегущего по делам жителя мегаполиса, симпатичного и деловитого. Все прочие отсылы на совести и культурном багаже смотрящего. Но тем не менее образ именно алматинский. К примеру, как признался Алекс, Астана ассоциируется у него с воробьем. Правда, договоренностей о возведении гигантской скульптуры этой птицы пока нет.
Алекс не случайно оказался в южной столице. Его на просторах Интернета заметили урбанисты из рекламного агентства FUNK и пригласили в Алматы, чтобы дать мастер-класс по плейсмейкингу, затем устроили конкурс арт-объектов “Теплый город”, способных оживить Алматы. Художники активно откликнулись на это предложение и представили аж 60 интересных идей. Агентство выбрало 11 лучших, наградило из собственных денег победителей, а готовые идеи предложило акимату южной столицы.
Проекты понравились, деньги на них нашлись, и в настоящее время в Алматы сооружена уже большая часть из них: это и уличный кинотеатр, и арт-объекты. А вот куратор конкурса и его вдохновитель Алекс предложил установить гигантскую белку. Причем это не подарок художника, а коммерческий проект, предполагающий авторское вознаграждение. Правда, назвать его размер организаторы отказываются, ссылаясь на конфиденциальность информации.
то касается места дислокации белки, то из нескольких предложенных акиматом мест Алекс выбрал именно входную группу “Атакента”. И объяснил, что на фоне слишком урбанистического комплекса “Нурлы-Тау” такой объект будет смотреться неестественно, на фоне гор - слишком вырванным из контекста города. А вот арки на входе в “Атакент” - это именно то, что нужно.
- Алексу понравилось, что это не совсем центр города, - рассказывает одна из организаторов конкурса “Теплый город” Майра ИЗМАЙЛОВА. - Именно здесь белка может работать, создавая точку притяжения для людей, наполняя это место жизнью и новыми смыслами. Это животное, которое приспособилось выживать в каменных джунглях. Что касается прочности конструкции, то этим вопросом занимались наши казахстанские эксперты: арт-объект не сдует ветром, он не пострадает от землетрясения. Внутри находится очень мощный железный каркас, затем дерево, а уже сверху закреплена солома. Причем солома пропитана противопожарной смесью. Так что даже если объект поджечь, он будет тлеть, но не вспыхнет. Кроме того, внутри заключены три капсулы для передачи сигнала тревоги прямо на пожарный пульт.
По замыслу автора солома под воздействием солнца, гари, копоти, дождей будет изменяться, в этом и заключен потаенный смысл экоскульптуры. Она словно будет наглядно демонстрировать нам влияние города. Расчетный срок существования белочки - девять месяцев, что будет с ней дальше, пока сказать трудно.
- Я надеюсь, - говорит Алекс Ринслер, - что люди смогут себя идентифицировать с этой гигантской белкой, с ее красотой и силой, чувством подавленности и неопределенности, которое объединяет нас в эти непредсказуемые времена.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта inform.kz, Алматы
Комментарий в тему
Валерия ИБРАЕВА, искусствовед:
- Если арт-объект вызвал такие споры и такой отклик, это в любом случае хорошо. У нас очень любят официальное искусство. Памятник Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой не вызвал такой реакции общественности. А вот когда инициатива идет не от государства, то сразу появляется много комментаторов. Хотя строить смешные штуки в городе - это в любом случае здорово. И ни один из бронзовых батыров не вызвал таких дискуссий, как эта белка. Искусство должно волновать. Это главное.