10047

Особенности подковёрной войны

В Интернете появилась запись возможного селекторного совещания чиновников Министерства юстиции, готовящих восстание против председателя Республиканской палаты частных судебных исполнителей

Министр юстиции Марат БЕКЕТАЕВ вышел на тропу войны. Кто же вызвал гнев молодого члена кабмина? Может быть, он решил расправиться со своими подчиненными-коррупционерами из столичного департамента юстиции, пойманными за руку при получении многомиллионной взятки? Или глава ведомства захотел каленым железом выжечь из своих рядов таких чиновников, как директор департамента министерства Ернар ИБРАЕВ, летающий за чужой счет по разным регионам? Увы, нет. Марат Бакытжанович ополчился на тех, кого совсем недавно хвалил на совещании правительства - руководителей Республиканской палаты частных судебных исполнителей. И в ход пошли все возможные методы борьбы…

23 января текущего года под председательством премьер-министра Бакытжана САГИНТАЕВА состоялось совещание правительства, посвященное информационным системам судебной и правоохранительной деятельности. В рамках этого мероприятия был заслушан и доклад министра юстиции Марата Бекетаева. Это стандартная процедура, через которую проходят все члены кабмина. Речь руководителя Минюста появилась также на официальном канале премьера в Ютубе, где размещаются официальные ролики правительства.
Марат Бакытжанович весьма красочно рассказывает, как за счет Республиканской палаты судебных исполнителей была усовершенствована система исполнения судебных актов. Например, в аэропортах крупных городов появились терминалы, через которые можно оплатить штраф, мешающий вылету за рубеж. Также разработано мобильное приложение, с помощью которого легко узнать о своих задолженностях, чтобы решить эти проблемы. Кроме того, к работе подключены банки, предоставляющие информацию о наличии денег на счетах должника в режиме онлайн. И самое главное - все эти инструменты разработаны и внедрены за счет Республиканской палаты частных судебных исполнителей. “Расходы из бюджета - ноль тенге”, - несколько раз с гордостью подчеркнул господин Бекетаев в течение шестиминутного ролика. И логично, что премьер-министр дал поручение продолжить работу по интеграции информационных систем.
Однако уже в феврале 40-летний глава ведомства выступил с новым заявлением, полностью противоречащим его январскому выступлению в кабмине. Видеозапись его речи также есть в Интернете, размещена она на канале 101tv.kz в Ютубе.
- Я искренне полагаю, что руководство частных судебных исполнителей заблокировало реформы, - заявил Бекетаев. - И они не заинтересованы в продолжении этих реформ. Давайте будем идти по порядку: год назад я пригласил - это нормально, когда регулирующий орган приглашает общественную организацию и идет диалог. Это законно или незаконно, по вашему мнению? Я их пригласил и сказал: у нас есть план, как продолжить и углубить реформы, чтобы сделать услуги частных судебных исполнителей более прозрачными и более качественными. Вы наверняка сталкивались с такими ситуациями, когда частный судисполнитель продает арестованную квартиру с аукциона, и она продается по цене ниже рыночной. Это правильно? Что нужно сделать, чтобы помочь избежать этих ситуаций? Нужно задействовать как можно больше интернет-платформ, которые бы говорили, что там продается такое имущество. Кто знает про электронную площадку, на которой продают арестованное имущество частные судисполнители? Вот вы хоть раз посещали такую площадку? Так вот, за целый год не сделано вообще ничего, чтобы сделать этот процесс более прозрачным. Второе: давайте мы создадим такую систему, которая позволит оплачивать все долги через все банкоматы или мобильное приложение. Это не сделано. Третье: хотелось бы, чтобы, когда все долги оплачены, все ограничения-аресты снимались автоматически. Чтобы не надо было ходить к судебному исполнителю, ждать, пока он вынесет постановление. Министерство юстиции обеспечило нормативные поправки, в закон внесли изменения, в подзаконные акты внесли изменения. Технически это не обеспечено. Более года руководство палаты частных судебных исполнителей эти важные реформы не обеспечило. И я просто сказал: более года вы ничего не делаете - и поручил департаментам юстиции обсудить эти проблемы с частными судисполнителями. Нормальный диалог идет с саморегулируемой организацией.
То есть получается любопытная ситуация: в докладе своему шефу министр Бекетаев на протяжении шести минут рассказывает о достижениях в работе, подчеркивая, что все это удалось сделать за счет частных судебных исполнителей. Однако в интервью 101tv.kz картина обратная - судебные исполнители тормозят реформы, не хотят перемен, мешают министерству работать. Что это: обычное отсутствие самокритики, присущее нашим чиновникам, на которое тому же Бакытжану Сагинтаеву не так давно указал президент, или у Марата Бакытжановича есть две правды - одна для начальства, вторая - для всех остальных? Но в любом случае, даже в своем критическом выступлении, он указывает, что с саморегулируемой организацией, коей является Республиканская палата, “идет нормальный диалог”. Ну что ж, мы готовы показать, как выглядит этот самый “нормальный диалог”.
В том же Ютубе есть не менее любопытный ролик под названием “Незаконное вмешательство Министерства юстиции РК во внутренние дела некоммерческих организаций”, размещенный пользователем по имени Андрей ЗВЯГИНЦЕВ. Опубликовано видео в самом конце февраля - то есть уже после того, как министр Бекетаев дал указание департаментам юстиции “обсудить проблемы с частными суд­исполнителями”. Сам ролик - запись селекторного совещания людей, чьи голоса невероятно похожи на голоса чиновников Минюста и руководителей региональных департаментов юстиции. Совещание проводит человек, напоминающий Ернара ИБРАЕВА, директора департамента по исполнению судебных актов министерства. Это тот самый бастык, которому покупали билеты за чужой счет по направлению Астана - Усть-Каменогорск - Астана. И он объясняет своим подчиненным на местах, как будет выглядеть “нормальный диалог”.
- Задача № 1 - с территорий собрать собрание частных судебных исполнителей, не менее половины должно быть, и протокольно инициировать необходимость проведения съезда, - говорит “Ибраев”. - Вторая задача - на этом собрании определить трех делегатов от регионов. Три делегата должны быть контролируемые! При этом, возможно, внеочередной съезд будет в режиме конференц-связи. Возможно, приедут сюда (видимо, в Астану. - М. К.). В тот же день будет совещание с руководителями, вы будете в Астане, чтобы контролировать ситуацию в своем регионе. Вот эти два вопроса. В понедельник еще третий вопрос дополнительно будет сказан, какие регионы будут выдвигать кандидатуру нового председателя. Вот эти две первостепенные задачи очень деликатно, очень грамотно, чтобы не получилось так, чтобы вас
записали, когда вы пришли или кому-то поручили, когда вы пришли в офис, чтобы потом не сказали, что вам Мин­юст дал такое поручение. Вы все уже опытные руководители на местах, без излишней паники, без лишних эмоций, с учетом того, что будут приниматься контрмеры.
Далее выступает человек, чей голос очень напоминает Руслана КОКТАЯ, руководителя департамента юстиции Северо-Казах­станской области.
- У нас вот два заместителя руководителя региональной палаты, мы их остановили, они вернулись на полпути, нашей позиции придерживаются, но вчера республиканская палата спустила приказ исполнять обязанности руководителя территориального на работника канцелярии. С ним работать совершенно невозможно, у него характер такой очень сложный, он может как раз написать, что на него может быть оказано давление. Он даже не судебный исполнитель. Те два заместителя готовы работать с нами, мы их склонили, вот такая ситуация сложная.
Затем по селектору выступает женщина, в которой многие узнают руководителя департамента юстиции Алматы Гульнару КОКОБАЕВУ:
- Собрать собрание можно, но аккуратно не получится, они же все запишут и будут завтра говорить, что мы оказываем на них давление, что мы вмешивается в их внутреннюю деятельность и ставим вопрос о переизбрании председателя. В то время у них согласно уставу добровольное переизбрание председателя идет только по трем основаниям.
- Гульнара Ахметжановна, я читал устав, - снова звучит голос, похожий на Ибраева. - Правильное замечание. У вас там в палате нет людей, которые могут это инициировать? А вы будете держать позицию законности, в первую очередь, разумеется.
- Но это чревато тем, что завтра нас запишут и выставят в Ютуб, о том, что мы оказываем давление, - отвечает голос, похожий на Кокобаеву.
- Я о чем и говорю, чтобы вы в Ютубе выглядели совсем по-другому, - парирует “Ибраев”. - Изнутри эту позицию нужно, условно говоря, раскачивать. Прямо вы полагаете, у вас стопроцентный состав, который не хочет перемен?
- Есть люди, которые хотят перемен, но большая часть - нет, - отвечает женский голос.
- А если отобрать индивидуальные заявления у каждого о том, что они не против, это ведь тоже документ? - спрашивает человек, похожий на Руслана Коктая.
- Лист голосования, как предлагает Руслан Султанович, сделать легче, чем на общем собрании об этом говорить, - говорит голос, похожий на Кокобаеву.
- Вы, по крайней мере, если в каких-то регионах какую-нибудь инициативную группу соберите, - говорит “Еркин Ибраев”. - Если у вас в регионе, грубо говоря, 70 частников, вы от 60 возьмете, то уже можно инициировать общее собрание, у вас есть на руках документ.
Звучат и другие предложения - например, голос, похожий на руководителя департамента юстиции Карагандинской области Асхата ЖУСУПОВА, вовсе предлагает начать подрывную деятельность со сбора негативной информации:
- Мы так подумали, у вас же там анализ какой-то идет по палате, есть какой-то негативный материал, а мы на основании этого материала подготовили для какого-то инициатора, что на самом деле работа палаты заслуживает критики, чтобы это собрание прошло более конструктивно.
Выступил и человек, чей голос похож на руководителя департамента юстиции Алматинской области Мейрамбека КАНЫБЕКОВА (кстати, тоже недавно попавшего впросак после появления записи другого совещания, где он матом общается со своими подчиненными).
- У нас есть тут бывший работник прокуратуры, шумовой фон создать, если он обратится с открытым письмом во все инстанции, будет сам лично какую-то группу создавать, один у нас есть такой грамотный, - говорит мужчина. - Он все время выступал против председателя палаты. Или мы время потеряем? У нас один такой есть, он в парламент обращался, свои возражения. Он один пока, но он соберет таких архаров.
- Смотрите, на ваше усмотрение, нам без разницы, - отвечает “Ибраев”. - Чтобы завтра нас не обвинили, что это вы там шашкой машете.
- Да нет, он сам спрячет нас! - отвечает “Каныбеков”.
Доложился и голос из ВКО, представившийся заместителем руководителя департамента по этой области Галымом ТАБАНОВЫМ (между прочим, еще одним героем нашей публикации, посвященной согыму, авиаперелетам и билетам на концерт звезды Заттыбека).
- Сегодня с утра мы вызвали одного частного судебного исполнителя, чтобы переговорить с ним, - говорит “Табанов”. - Он собрал 37 частных судисполнителей, провели общее собрание, и все 37 дали заявления. Держат позицию Минюста. Зовут его Ибраимов Айдын. Полчаса назад он выехал в город Семей. Семей тоже готов поддержать позицию Минюста. Сделали протокол, взяли заявление от каждого, объяснили ситуацию. Ибраимов сам проводил общее собрание, сделали председателем его, также секретарь, все поддержали позицию Минюста.
Видео достаточно длинное, люди из разных регионов докладывают, как у них обстоят дела с “нормальным диалогом”. И даже человеку, далекому от Мин­юста и судебных исполнителей, становится совершенно очевидно, что происходит. Чиновник из столицы объясняет своим подчиненным, как нужно организовать революцию в саморегулируемой - то есть независимой от государства - организации. Для этого надо собрать подписи, найти недовольных (у нас тут есть бывший работник прокуратуры), чтобы бунт поднялся внутри самой организации (а мы будем держать позицию законности). Что это, если не вмешательство во внутренние дела палаты частных судебных исполнителей? И по закону проверкой данной записи должно заняться Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Алик ШПЕКБАЕВ и его подчиненные обязаны выяснить, чьи именно голоса звучат на этом видео, проводилось ли действительно такое мероприятие, существует ли официальная запись селекторного совещания. И наконец, пора определиться, имеет ли право директор департамента министерства давать поручение устраивать революцию в организации, которая ему не подчиняется и вообще к госорганам не имеет никакого отношения. Нет ли в действиях человека, чей голос до боли похож на Еркина Ибраева, признаков превышения должностных полномочий? И вообще, данное совещание - инициатива директора департамента или чье-то указание сверху?
А Марату Бекетаеву хочется посоветовать, чтобы он больше внимания уделял своим подчиненным, а не саморегулируемым организациям. Это ведь его людей ловят со взятками, и это чиновники из его ближайшего окружения заставляют судебных исполнителей покупать билеты на концерт певца Заттыбека. А саморегулируемые организации как-нибудь сами разберутся в своих проблемах. Тем более, как говорят в кулуарах Дома министерств, причина “военных действий” - вовсе не реформы, а банальное желание взять под контроль электронную торговую площадку судисполнителей. Поэтому и начались боевые действия...

Михаил КОЗАЧКОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть