Корыта на колёсах
Почему собранные на заводе “Азия Авто” машины самовозгораются, у них отказывают тормоза и клинят двигатели?
В начале года наша газета рассказала о неприятной ситуации, в которую попала семья алматинцев СЕМБИЕВЫХ. Канагат СЕМБИЕВ вместе со своим сыном выехал в горы на новенькой “ниве” отечественной сборки - завода “Азия Авто”. А возвращаясь домой, водитель едва избежал трагедии: отказали тормоза у внедорожника и “лада-21214” перевернулась.
Как показали две экспертизы, машина была выпущена с заводским браком. В результате Сембиевы при поддержке юристов общества защиты прав потребителей “Авантаж” в суде доказали свою правоту, и автосалону “Бипэк Авто”, где был приобретен автомобиль, пришлось выплатить им полную стоимость машины, а также моральный ущерб и судебные издержки (см. “Адская машина”, “Время” от 11.3.2017 г.). Но, как оказалось, этот случай был не единственным: продукция “Азия Авто” регулярно выпускается с заводским браком.
Сразу после выхода статей, посвященных злополучной “ниве”, в редакцию стали обращаться и другие клиенты “Азия Авто” и “Бипэк Авто”. Все они рассказывали примерно одинаковую историю: дескать, решил поддержать отечественного производителя, взял машину хорошо зарекомендовавшего себя бренда, а не какого-нибудь “китайца”, но в результате…
Житель Астаны Мереке ИМАНГАЛИЕВ летом 2014 года приобрел в автосалоне “Бипэк Авто” новенький седан “КИА Рио”. Причем автомобиль был куплен в кредит. Машину владелец холил и лелеял, ездил на ней немного и к декабрю 2015 года накатал каких-то 5000 километров. А накануне Дня независимости он отправился на своем авто за город. Однако случилось непредвиденное: прямо во время движения КИА загорелась! Причем пожар полыхнул так сильно, что потушить машину своими силами хозяину не удалось - она сгорела полностью…
Позже было уголовное дело, в рамках которого провели экспертизу, установившую причину возгорания. Специалисты института экспертизы Карагандинской области выяснили, что огонь полыхнул из-за разрыва топливопровода. Горючая жидкость разлилась, попала на уже нагретые части автомобиля, что и привело к возгоранию. А вот причиной разрыва топливопровода эксперты уверенно назвали заводской брак - очень важный элемент механизма оказался некачественным. Но владелец авто самостоятельно выявить бракованную деталь не мог в принципе. А до первого техосмотра по гарантии ему еще нужно было проехать 10 000 километров…
Владелец КИА пытался договориться с отечественным производителем, однако его предложение заменить автомобиль было отвергнуто. Тогда Имангалиев обратился в суд и доказал свою правоту. Сарыаркинский райсуд Астаны признал, что автомобиль был собран с заводским браком и должен быть заменен на новый.
Сгорела машина и у жительницы Балхаша Курманай САЛИМБАЕВОЙ. Она еще в 2013 году приобрела “шкоду октавию”, выпущенную “Азия Авто”. Женщина очень бережно относилась к своему имуществу - после каждых 15 000 километров пробега заезжала на технический осмотр. В один из апрельских дней 2016 года хозяйка, как обычно, припарковала авто под окнами своего дома. Глубокой ночью жители окрестностей были разбужены страшным грохотом - это взрывались колеса “шкоды”. Машина горела так сильно, что потушить ее удалось лишь сотрудникам противопожарной службы.
И госпоже Салимбаевой пришлось побегать по инстанциям: она также получила заключение Центра судебной экспертизы, где черным по белому было указано, что причиной пожара стали технические неполадки в двигательном отсеке авто. Сначала загорелась проводка в салоне и под капотом, а затем и весь автомобиль…
В “Бипэк Авто”, как нетрудно догадаться, менять уничтоженную машину на новую категорически отказались. А вот в Турксибском райсуде Алматы посчитали, что раз машина выпущена с браком, то продавец обязан ее заменить. Это решение суда вступило в силу в мае текущего года.
Еще один свежий судебный спор, связанный с казахстанским автомобилем, завершился не так давно в Костанае. Местная жительница Гульсун УРАЗАКОВА осенью 2014 года купила “шкоду рапид”, на которой ездил ее супруг Мурат МУХАМЕДЖАНОВ. Машина поначалу работала исправно, но ровно через два года в двигателе появился посторонний шум. “Шкоду” загнали на гарантийный ремонт в ТОО “Тарлан Sales” - именно эта фирма обслуживает в Костанае автомобили, собранные “Азия Авто”. В бокс машина заехала своим ходом, а вот выехать уже не смогла - после ремонта двигатель проработал совсем немного и навсегда заглох. Как установили эксперты, внутри словно граната взорвалась: погнуты клапаны, сломаны поршни, разрушены звенья цепи, заклинил подшипник распредвала…
И снова производитель машины и продавец наотрез отказываются от всех претензий со стороны покупателя, и тому приходится обращаться к Фемиде. Костанайский городской суд обязал “Азия Авто” поменять автомобиль на другую такую же “шкоду рапид”. Как долго она прослужит своим хозяевам? Никто не даст гарантии, что больше своей предшественницы…
В том же Костанайском горсуде не так давно решалась и судьба другого отечественного “скакуна” - Chevrolet Tracker. Его владелица Елена КАСЕНОВА дважды сдавала машину на ремонт по гарантии. Первый раз авто чинили больше двух месяцев, а во второй - более 20 дней. Однако совсем еще новый автомобиль перегревался и глох. Только с помощью привлеченных со стороны экспертов удалось выяснить, что охлаждающая жидкость попадает в двигатель, что и приводит к его отказу. Налицо заводской брак! В итоге суд посчитал, что производитель должен заменить неисправный автомобиль на нормальную машину.
Совершенно разные города, разные суды, и даже марки автомобилей не совпадают. Но объединяет эти истории одно: все машины с неисправностями собраны на заводе “Азия Авто”. И хотелось бы подчеркнуть: все эти случаи произошли совсем недавно. Так, может быть, правы те, кто критикует отечественного производителя, называя выпускаемую им продукцию тазами? Ну не может же быть совпадением заводской брак сразу на пяти автомобилях, два из которых сгорели, у двух полетели двигатели, а еще у одного отказали тормоза?! С этим вопросом мы обратились к руководителю общества защиты прав потребителей “Авантаж” Нурлану САДЫКОВУ.
- Конечно, это не совпадение, - уверен эксперт. - Мы занимались судебными разбирательствами по делу “нивы”, которая перевернулась из-за отказавших тормозов. В решении суда четко написано: этот автомобиль представляет опасность для жизни и здоровья водителя и пассажиров. Автосалон “Бипэк Авто” подал апелляцию на это решение, но потом отозвал свою жалобу. То есть сам производитель признает, что машина собрана плохо. Мы же собираемся добиваться закрытия производства. Есть ряд решений судов, в которых указано, что машины выпущены с заводским браком. Это повод для отзыва всех автомобилей указанных марок и проверки всего завода. Мы намерены через суд остановить производство, поскольку это касается интересов всех казахстанцев, приобретающих отечественные автомобили.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта motor.kz, Алматы