Часовых дел мастера
Подсудимый Влад ХМЕЛЕВСКИЙ: А блюдца-то генеральские!
В Костанае близок к завершению суд над автором самой громкой кражи минувшего года - коллекции швейцарских часов, которую в народе прозвали “генеральской”. И хотя генерал-майор полиции, начальник областного ДВД Тлеген МАТКЕНОВ (на снимке справа) от прав собственности на это добро публично и категорически открестился (см. “Я не настолько богат…”, “Время” от 16.10.2015 г.), особого доверия общественности это не вызвало. Корреспондент “Времени” - единственный из журналистов, сумевший целиком отследить ход судебных разбирательств, - в итоге пополнил когорту “Фом неверующих”.
...Попробую объяснить читателю, почему я не верю генералу.
Первое заседание по делу состоялось 19 февраля в суде № 2 г. Костаная. Появление в зале журналиста вызвало удивление практически у всех - от судьи Натальи БУСЬКО до прокурора. Однако вопрос о том, “по чьей наводке” я сюда пришел, мне задал лишь подсудимый. Влад Хмелевский сразу смекнул, что присутствие прессы может сыграть ему на руку.
В первый же день на процессе выяснилось: не все краденые вещи Хмелевский вернул их хозяину. Более того, стало известно, что в ходе досудебного следствия он выдавал их порциями, получая от следователей взамен то согласие не брать его под арест, то обещание передать дело в суд по легкой статье. Однако перед лицом Фемиды Хмелевский все же предстал обвиняемым по третьей части 188-й статьи УК РК, которую легкой никак не назовешь - кража, совершенная в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. Вдобавок следствие обвинило его в том, что преступление было совершено в группе лиц по предварительному сговору.
Видимо, от перспективы схлопотать реальный срок у парня сдали нервы - и он заговорил:
- Я просто за свою жизнь переживаю! Мне рассказывали знакомые из полиции, какой у генерала (Маткенова. - С. К.) крутой нрав, - откровенничал в суде Хмелевский. - А вдруг это все (имеется в виду все, что ему обещали во время следствия. - С. К.) обман? Сейчас тут потерпевшим другого человека поставили, а потом я в лагерь заеду - и меня прибьют. Ну, генерал не простой же человек, разве он это просто так оставит?! Вряд ли он меня простит. Я знаком с девушкой, которая у него работает, и сам слышал неоднократно, как генерал по телефону разговаривает. А тут - такое!.. И потом, сколько всякие “новости” (журналисты. - С. К.) на него нападали да спрашивали, откуда, мол, такие часы. Неужели после всего этого он не затаит обиду, злобу на меня? А мне жизни не хочется лишаться...
- Но ведь за вас внесен залог (более 3 млн. тенге. - С. К.), - заметила судья Бусько. - Вы находитесь на свободе, значит, натиска со стороны правоохранительных органов на вас нет?
- Ну, залог - это уже после того, как я отсидел в ИВС и выдал часть вещей, - ответил Хмелевский.
За свои 26 лет Хмелевскому пришлось пережить многое. Он - сирота и воспитанник детдома - лучше многих других знает цену жизни и свободе. А присущие Владу по характеру изворотливость и хитрость - хорошие помощники в игре, которую он ведет с представителями правоохранительных органов. Причем игра эта зашла уже слишком далеко...
Больше всего вопросов у судьи и предоставленного Хмелевскому государством адвоката Любови ЕМЕЛЬЯНОВОЙ вызвал список похищенного имущества и его озвученная ценность. Как это так, недоумевала адвокат, вначале потерпевший заявляет о краже 7 экземпляров часов общей стоимостью 700 тысяч тенге, спустя некоторое время - о 10 часах все той же стоимости, а чуть позже - уже о 13 часах, совокупная стоимость которых остается прежней? И почему следствие вернуло потерпевшему на две пары часов больше, чем он заявил?
Ответ за качество расследования держал в суде следователь Евгений ЛЕШКОВ, признанный, между прочим, лучшим пинкертоном страны по итогам минувшего года.
На все подобные вопросы лучший следователь отвечал либо “Я не помню”, либо “Я ошибся”. А по поводу “лишних” часов, возвращенных обокраденному, сказал не мудрствуя лукаво: “Потому что потерпевший их опознал”, чем, кстати, немало удивил судью. При этом объяснить, почему в материалах дела отсутствует подробное описание похищенных и возвращенных предметов, “лучший по профессии” не смог. Не дождался суд от следователя Лешкова и внятных ответов на вопросы о том, где находятся предполагаемые подельники Хмелевского. Выяснилось, что они даже в розыск не объявлены, при этом следствие и гособвинение упорно убеждали суд, что никаких больше доказательств совершения Хмелевским преступления именно в группе лиц не требуется…
"Но кто же он такой - этот потерпевший?” - спросит читатель. Отвечаю: не самый последний костанайский бизнесмен Олег КИМ. Самолично он ни разу в зале заседаний не появился, его интересы в суде представлял юрист Берик ТАКЕНОВ. Последний избегал лишний раз произносить фамилию своего доверителя, именуя его словосочетанием “представляемое мной лицо”. Такенов под присягой заявил, что именно это “лицо” пострадало от кражи, именно оно проживало вместе с семьей в таунхаусе на участке № 75 в Северо-Западном районе Костаная, именно оно опознало краденые вещи и получило их под сохранную расписку на время следствия.
Когда же возник вопрос о том, чтобы представить на обозрение суда все эти часы-вещдоки, Такенову удалось избежать сей процедуры. В назначенный день он заболел, а выздоровев, заявил: демонстрация предметов невозможна, так как “представляемое мной лицо ушло в трудовой отпуск и выехало за пределы Казахстана”.
Между тем увидеть гражданина Кима в зале заседаний желали не только судья и адвокат, но и Влад Хмелевский. Подсудимый планировал задать ему вопрос, связанный с одним из украденных из таунхауса предметов. Речь идет о сувенирных тарелях, которые, как выяснилось, Хмелевский следствию до сих пор не выдал и держит в укромном месте.
- Что это за тарели? - спросила его судья.
- Ну, это такие два блюдца с позолотой, на них есть гравированные надписи, - пояснил подсудимый.
- Что за надписи?
- Об этом я промолчу! - пылко воскликнул парень, однако спустя некоторое время пошел на попятную. - Ладно, я скажу: эти блюдца принадлежат генералу Маткенову. Соответственно возникает вопрос: откуда у Кима блюдца генеральские?
- Почему вы их не выдали следствию? - спросила судья.
- Я так подстраховывался, я не мог остаться ни с чем и чтобы меня потом упаковали по полной…
Словом, вопросов без ответов по украденному Хмелевским добру осталось много. Один из самых интригующих: куда подевался золотой Breguet? Как заявил в суде Хмелевский, часы он разобрал и отвез корпус в одну из ювелирных лавок Астаны, где сдал на лом для переплавки за 200 тысяч тенге. Но и эта версия в итоге оказалась “хромой”! В заявлении потерпевшего указано, что стоимость этих золотых часов составляет всего лишь 100 тысяч тенге. Тогда непонятно, каким образом Хмелевскому за лом удалось выручить в два раза больше.
Ну а потом выяснилось, что речь идет не о Breguet, а о часах другой марки - Frederique Constant, так как в деле фигурирует в качестве вещдока браслет от этого хронометра, а самих часов нет. Откуда же взялся Breguet? Оказывается, это следователь опять ошибся...
Кстати, названная стоимость пропавших “котлов” вызывает удивление. В официальных сообщениях полиции не раз утверждалось: краденые часы - не оригинальный товар, а дешевые китайские подделки, фейки. Но эта версия так и не была документально подтверждена. Товароведческая экспертиза краденого добра не проводилась. Выходит, размер ущерба от кражи, по-хорошему, тоже должен оказаться под вопросом, особенно если учесть, что практически любые поддельные швейцарские часы на китайском рынке стоят от 50 до 100 долларов - и никак не дороже. Тем более что представитель потерпевшего (тот самый Такенов) утверждал: все часы были приобретены именно в Китае (правда, среди приложенных к делу паспортов и гарантийных талонов китайских не было, а вот другие - с печатями крутого московского магазина ГУМ - были, о чем во время суда сообщил прокурор).
Кстати, в обвинительном акте указано, что общая стоимость краденого составляет 1 млн. 320 тыс. тенге. К началу процесса истец уменьшил сумму гражданского иска к ответчику Хмелевскому до 540 тысяч тенге, а к концу - и вовсе отказался от материальных претензий, заявив: “Ущерб полностью погашен, все имущество полностью возвращено владельцу”. После чего Хмелевский заявил суду, что… ничего и никому не возвращал, но против отзыва иска вовсе не возражает...
Остается добавить, что оглашение приговора ожидается сегодня, 30 марта, вечером. В прениях гособвинитель потребовал лишить Хмелевского свободы на 7 лет. Адвокат же считает: больше чем на 2 года ограничения свободы вина ее подзащитного не тянет.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и с сайта ng.kz, Костанай
P.S. Любителей опровержений спешу огорчить: все приведенные в тексте цитаты записаны на диктофон. Кроме того, в зале суда велась видеофиксация.