6322

Не надо называть детей Таёта!

В Актюбинской области проживает немало людей с необычными именами. При этом чаще всего страдают от своих нестандартных имен мужчины - Два, Студент, Ёлка, Таёта... 

В Актюбинской области никак не удается перебить тенденцию наречения своих детей, мягко говоря, нестандартными именами при рождении. И если сегодня Изабелла, Айлин, Роман или Роберт уже не кажутся необычными и воспринимаются едва ли не казахскими, то к Приходиден, Ёлке или Оргазым уши пока никак не могут привыкнуть. И ладно если бы случаи наречения новорожденных “экзотическими” именами носили единичный характер. Актюбинцы настолько увлеклись модными именами, что в дело решили вмешаться ученые и даже официальные органы. К примеру, областное управление по развитию языков обсуждает эту тему на страницах местных газет, не остаются в стороне и ученые.
- Казахские имена и фамилии - это непосредственное отражение традиции народа, они демонстрируют особенности психологии нации. Наша история и традиции - это не только наш быт, жизнь нашего народа, его повседневность и привычки. История и традиции - это в том числе имена и фамилии, которые мы даем нашим детям, - говорит доктор философских наук, профессор Алтай ТАЙЖАНОВ (на снимке). - Поэтому при выборе имени, как говорится, необходимо семь раз отмерить, а потом уж один раз отрезать. Для этого казахи, к примеру, в древности до 40 дней после рождения малыша не спешили давать ему имя, обсуждая этот вопрос всей семьей и уважаемыми людьми.
По словам академика, не только в древности, но и позже казахи продолжали оставаться народом, этносом в значительной степени потому, что отличались особым подходом к вопросу выбора имени. Оно всегда имело для его носителя смысл сразу на нескольких уровнях. Тем самым имя, данное при рождении, выделяло его, а окружающим давало информацию о его предках, роде и даже о истории семейства.
- В определенные периоды своего существования только за полвека письменность у казахов менялась четыре раза - были тоте жазу, жадидское просвещение, латиница, затем кириллица, - говорит Алтай Тайжанов. - И эта письменная нестабильность в том числе негативно повлияла на вопрос обозначения фамилий. К примеру, появились такие аффиксы, как “-ова”, “-ов”, “-ина”, “-ин”, всего 14. В итоге если у некоторых народов человека по фамилии можно определить, какой он национальности - ЦИСКАРИДЗЕ, БОНДАРЕНКО, АРУТЮНЯН и так далее, то у казахов несколько иначе. Хотя фамилии у нас в большинстве случаев происходят от тюркских или арабских слов, что традиционно для нашего менталитета, истории, культуры, быта, то окончания - русские.
Но если к этому на протяжении семидесяти лет уже как-то пришлось привыкнуть, то с обретением независимости, а также с получением права идентифицировать свою национальность и род через фамилию сложилась не совсем внятная ситуация. Люди охотнее стали избавляться от аффиксов “-ова”, “-ов”, “-ина”, “-ин”, но фамилии больше “говорить” об истории рода или определять национальность человека не стали.
- Помимо этого из-за того, что до сих пор нет четких правил и стандартов, что должно стоять первым -
имя или фамилия, трудно порой различить, как зовут определенного человека. С женщинами, правда, проще. Их сегодня могут называть Айгуль МУРАТ, Назым НУРГАЛИ и так далее, но с мужчинами - настоящая головоломка. Кайрат ЖОЛАМАН, Алмат АЛПАМЫС, Абжан ИНАБАТ...
Не совсем понятна, по мнению профессора, и ситуация с аффиксом “тегі”.
- “Тегі” в переводе с казахского означает и “предки”, и “знатность” - в некоторых случаях. И если мы пишем “Аманғалитегі”, то возникает вопрос: Амангали был предком определенного человека в каком поколении? И тому подобное.
Что касается казахских имен, то здесь и вовсе полная неразбериха, уверен ученый. Особенно в наши дни.
- У казахов изначально существовало немало самых разнообразных вариантов наречения своих детей. Причины наречения тем или иным именем новорожденных у казахов чаще всего были связаны со временем года, погодой, топонимикой края, особенностями телосложения, здоровьем, набожностью, многочисленными приметами или знаменательными событиями. Также имена были продиктованы обы­чаями и суевериями. К, примеру, чтобы детей не сглазили, им выбирали (редко, конечно) не совсем благозвучные имена - Ибан, Итбай (Иван, богатый на собак), - говорит профессор. - Особые имена также существовали в тех семьях, где дети не задерживались, умирали, поэтому, чтобы “противостоять” такой практике, детям давали необычные имена - Жүрсін, Тұрған, Көтібар (смысловые названия - Пусть будет, Устоявший, Имеющий мужской потенциал). Как, впрочем, и в тех семьях, где рождались одни девочки, а ждали мальчика. Поэтому, когда у казахов встречалась девочка по имени Улболсын (дословно - Пусть будет мальчик), можно было понять, что в семье Улболсын одни девочки. И если тем самым мы отличались самобытностью в этом плане, ведь ни у одной другой нации нет такой традиции, то сегодня с сожалением приходится констатировать: похоже, родители совершенно не задумываются над вопросом выбора имен, обрекая тем самым своих детей в лучшем случае на насмешки со стороны сверстников.
- Есть у нас девочки по имени Люстра, Скиллачи... Но больше всего, вы уж меня простите, обидно за мальчиков. Ведь они дают отчество своим детям. В Айтекебийском районе, к примеру, долгие годы проживал парень с именем... Ёлка. Были у него сверстники с не менее экзотическими именами - Два, Студент, Таёта... Позже, правда, некоторые из них при получении удостоверения личности в 16 лет взяли себе другие имена. Ёлка, к примеру, стал Ержаном. Но, наверное, нетрудно догадаться, какие насмешки со стороны своих сверстников терпели эти мальчики. А еще представьте один момент - подрастет завтра Таёта, родится у него сын Аскар, и будут его все звать Аскар ТАЁТА, думая, что отец его откуда угодно, но только не казах!
Также в Алге известно “звездное” семейство, где детей нарекали необычными именами. К примеру, в честь небесных тел - Комета, Сатурн, Венера... Но, пожалуй, самое необычное имя у молодого человека из Иргиза - Мартнадирмусамалик, который родился в семье Отеуовых. Оно состоит из 18 букв. В школьные годы подросток жаловался, что его имя не помещается в одну строчку при заполнении тетрадей. А друзья его просто называли Маке...
- Если мы говорим, что имя - это мощный звуковой информационно-вибрационный и смысловой код, который в значительной степени формирует всю дальнейшую судьбу человека, то как можно наречь ребенка, мягко говоря, нестандартными именами?! - говорит Алтай Тайжанов. - Не кажется ли вам, что это утрата идентификации для нации? Поэтому хочется обратиться к заботливым родителям: перед тем как назвать детей, подумайте, как это имя будет влиять на его коммуникативные навыки, не возникнут ли трудные нюансы в дальнейшим? Одним словом, человек должен не стесняться своего имени, а иметь благозвучное имя, которое красит его, и наоборот.

Антон МОЛДИН, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, фото из архива Тайжанова, Актобе

Поделиться
Класснуть