Понты выше палаты, или Станет ли НПП вторым Кабмином?
Буквально неделю назад Национальная палата предпринимателей вновь заявила о своих достижениях. Выступая на съезде партии “Нур Отан”, заместитель председателя этой организации Рахим ОШАКБАЕВ подчеркнул, что после того как глава государства принял решение о создании организации, объединяющей деловых людей, бизнес в стране начал развиваться бурными темпами. И с этим не поспоришь - цифры доказывают, что все больше казахстанцев решаются начать собственное дело, и Нацпалата, по задумке, должна им во всем помогать. Но часто даже самая правильная идея на первых порах вызывает шквал критики.
Спору нет, создание НПП, как надеются многие, принесет тот результат, которого от нее ждут. По крайней мере, это ожидание гарантировано не только объективным, но и субъективным обстоятельством: в основе проекта - беспрецедентный энтузиазм и организационные усилия главного идеолога и подвижника Нацпалаты Тимура КУЛИБАЕВА, который открыто провозгласил: “Для меня нет других целей, кроме улучшения бизнес-среды. Я хочу жить в процветающем Казахстане. Я хочу, чтобы здесь жили мои дети, чтобы наша страна была комфортной для казахстанцев и привлекательной для иностранцев”.
Но надо честно признать: один, даже самый прогрессивный, капитан не может заменить собой всю команду. И зачастую даже самую хорошую идею могут извратить те, кто ее реализует. Это как в старом анекдоте про постсоветскую экономику: собираем детали от комбайна, а получается танк.
По крайней мере, активность НПП во всех сферах жизни страны превзошла даже самые смелые ожидания. Некоторые источники в центральном аппарате, разумеется, пожелавшие, чтобы их имена не называли, грандиозные проекты и реалии организационного строительства объясняют также субъективным фактором - дескать, в свое время нынешний председатель правления Аблай МЫРЗАХМЕТОВ так и не успел вдоволь поминистерствовать, и отсюда такой административный пыл и восторг.
Не будем ворошить прошлое. Просто посмотрим на то, что лежит на поверхности, в открытом информационном пространстве, не привлекая никакие “источники”.
Сайт НПП представляет читателю не просто структуру, а “ОРГАНИЗАЦИОННУЮ МАКРОСТРУКТУРУ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА”, состоящую из председателя правления, шести заместителей, руководителя аппарата и ревизионной комиссии. О том, что же происходит на мезо- или микроуровне, остается только догадываться.
Для сравнения: даже самое гигантское, разросшееся после очередной административной реформы Министерство по инвестициям и развитию РК позиционирует себя гораздо скромнее. В его структуре - министр, четыре заместителя и девять комитетов, каждый из которых в старые добрые времена представлял собой отдельное министерство, а то и два. И все. Без всяких понтов.
А теперь взглянем на вакансии, кандидатов на которые НПП честно и открыто ищет помимо собственного сайта еще и в различных социальных сетях: консультант в секретариат председателя президиума (в сфере АПК); заместитель руководителя аппарата; руководитель секретариата комитета финансового сектора; эксперт департамента государственных закупок и местного содержания в сфере противодействия коррупции и теневой экономике (источник - Фэйсбук).
Даже такой скромный перечень, взятый наугад, заставляет серьезно задуматься о масштабах ноши, которую на себя взваливает НПП. Да такой мощнейшей структуре, которая обещает стать вторым Кабмином, позавидует любой орган исполнительной власти, включая силовые структуры, подвергаемые постоянным безжалостным сокращениям!
Но фантазии исполнителей уже заглядывают в будущее, причем недалекое. Судя даже по непродолжительному путешествию по сайту НПП, впереди Нацпалату ждут такие глобальные задачи, перед которыми просто меркнет и становится невыразительной провозглашенная цель защиты национального бизнеса от национального же чиновничьего паразитизма.
Пока это сложно осознать. К примеру, как понять стратегию поиска альтернативных рынков для экспорта казахстанского мяса, в результате которой “нам позавидует Канада”, если сегодня внутренний рынок страны завален продукцией отовсюду, включая даже Южную Америку, а национальное блюдо “мясо по-казахски” уже давно утратило свой первозданный смысл?
Не лучше ли подумать о том, как сделать наших производителей конкурентоспособными на внутреннем рынке и обеспечить продовольственную независимость, о чем, кстати, с завидным упорством твердят не только аграрии, но и акимы регионов? Да с какой стати? Надо удивить Канаду и Ближний Восток, поскольку Нацпалата без понтов - беспонтовая палата!
Еще один интересный вопрос: относятся ли к НПП требования к государственным служащим, о которых говорил в своем выступлении на недавнем съезде партии “Нур Отан” Нурсултан НАЗАРБАЕВ, касаясь штатов и кадрового состава органов исполнительной власти или судов? С одной стороны, не относятся, поскольку это не госслужба. Но с другой - если закон о НПП принят парламентом, а все предприниматели, вне зависимости от политических пристрастий и партийной принадлежности, обязаны уплачивать взносы, то сотрудники НПП - ни дать ни взять такие же слуги народа, как и весь существующий на деньги налогоплательщиков государственный аппарат. А то и ближе к народу: ведь если налогоплательщик не знает, сколько его тенге пошло на содержание полицейского, солдата или министра, то предприниматель абсолютно точно информирован об адресате своего взноса.
Если же следовать утверждению, произнесенному в той или иной форме отцами-основателями глобальных позитивных преобразований всех времен и народов, о том, что реформы лишь замышляются в столицах, а проводятся в провинциях, то ситуация на местном уровне и вовсе настораживает…
В городском суде Астаны, наверное, прокляли тот день, когда Национальная палата предпринимателей - ранее просто общественная организация - начала собирать дань с бизнесменов. Для начала - с деловых людей средней руки и крупных компаний. Самых мелких коммерсантов решили поберечь - у них есть пять лет, чтобы подняться на ноги. Но даже средний бизнесмен должен отдать в казну НПП почти 300 тысяч тенге. Разумеется, далеко не все готовы расстаться с такой суммой ради “улучшения делового и инвестиционного климата”, как указано на сайте palata.kz.
И вот с сентября прошлого года в Межрайонном экономическом суде Астаны, а также в горсуде столицы не утихают споры обычных бизнесменов и юристов Нацпалаты. Первой ласточкой в этом деле стал предприниматель Самат САГИДАНОВ, не сумевший отстоять свою правоту. Но затем по его стопам пошли многочисленные ИП, ТОО и АО. И только в этом году были рассмотрены более 45 исков к НПП, а еще десятки, если не сотни бизнесменов следят со стороны, чем же закончатся разборки в трибунале. Пока Нацпалата легко доказывает, что все выплаты прописаны в законе, а чтобы их отменить, необходимо обращаться не в суд, а в Конституционный совет. Часть исков в суде разворачивают сразу. Максимум, что могут получить коммерсанты в результаты судов, - соглашение с НПП об уменьшении выплаты почти в два раза. Но и то далеко не все. Вот вам и защита интересов бизнеса: мы у вас не все заберем, а только половину.
Но больше всего предприниматели огорчены даже не размерами взносов, а тем, как они тратятся. Практически в каждом регионе местные ячейки НПП располагаются в шикарных офисах и набирают большие штаты на весьма конкурентоспособные зарплаты. И неудивительно, что временами это приводит к скандалам, как уже произошло в Павлодарской области. Местные журналисты выяснили, что председатель региональной палаты Райхангуль САТАБАЕВА разместила организацию в здании, которое имеет к ней самое прямое отношение. Коллеги с сайта pavon.kz провели собственное расследование и установили, что постройка по адресу: улица Ломова, дом 21, где сейчас заседают умы палаты, в свое время была возведена как раз таки госпожой Сатабаевой. И теперь за аренду этого офиса региональная палата платит более 6 миллионов тенге в месяц! Правда, на другом павлодарском ресурсе gorodpavlodar.kz утверждают, что на самом деле здание оформлено на юрлицо, принадлежащее некой Бакытжан ТЕЗЕКБАЕВОЙ, еще совсем недавно занимавшей должность заместителя Райхангуль Сатабаевой в торгово-промышленной палате области. При этом за аренду, как информирует второй источник, региональная палата платит меньше 6 миллионов - 5 с лишним, если быть точнее.
Конечно, и нам было интересно узнать, кому на самом деле принадлежит здание и почему Райхангуль Каирбаевна как главный защитник бизнесменов Павлодарщины не защитила себя и свою коллегу Тезекбаеву. Мы позвонили директору павлодарского филиала на мобильный телефон и... услышали длинные гудки. Трубку не брали в течение 2-3 часов, а потом перезвонила помощница первого руководителя и отправила нас в пресс-службу. А там попросили оформить три несложных вопроса в официальный запрос. Разумеется, мы это сделали и теперь с нетерпением ждем ответов. Но настораживает другое. А вдруг бы на личный номер позвонил какой-нибудь сельхозпроизводитель из области, чья проблема требует безотлагательного вмешательства, и его бы тоже развернули? Выглядит все это странно - взносы собирают, здания снимают за бешеные деньги, трубку не берут, разводят бюрократию почище чем в министерствах и акиматах.
Решили мы проверить и другой сигнал. Нам на почту прислали письмо из Тараза, которое касалось работы региональной палаты Жамбылской области. Возглавляет ее местный бизнесмен и общественный деятель Асан КОШМАМБЕТОВ, который тоже не стесняется снимать для палаты принадлежащее ему здание. Но и это еще не все. Асан Ануарович взял на работу нескольких своих родственников, что сразу же стали обсуждать в деловых кругах южного городка. Мы позвонили руководителю таразского филиала НПП, чтобы уточнить эти сведения.
- Я когда-то принял на работу свою дочку, - признался Асан Кошмамбетов. - Но потом, когда пошли разговоры, уволил.
- Давайте по фамилиям пройдемся, Асан Ануарович. Заместитель директора по правовым вопросам Зауре АДАМБАЕВА - жена вашего брата?
- Она зампрокурора области работала. Этот кадр, который я просто не буду менять.
- Она жена вашего брата?
- Да.
- Асхат ТАИПОВ - ваш зять?
- Да. Уволен.
- Улан ЖОЛДЫКУЛУЛЫ - племянник?
- Нет. Он еще с “Атамекена” работал, мы не родственники.
- Получается, только сноха у вас работает.
- Да, но я ее менять не буду, лучше сам уйду. Зауре Каратаевна особо отличается своей работой. Тем более ее утверждал президиум, а не я.
- А здание, в котором располагается региональная палата предпринимателей, действительно принадлежит вам или вашей семье?
- И что, нам бесплатно его сдавать? Мы и так за копейки сдаем. Квадратный метр - 1250 в месяц! С мебелью вместе. Это что, мне выгнать РПП отсюда, без мебели, без ничего?
- Какая общая сумма у вас за аренду выходит? По Павлодарской области вы же слышали - то ли 5, то ли 6 миллионов.
- Павлодар - это кошмар, вы что! Там аренда немыслимая. Я сам был в шоке, когда читал. А у меня здание в центре города, все мое - оборудование, мебель, охрана, что еще надо, я не знаю. Я после статьи про Павлодар в акимате требовал - заберите отсюда РПП! Мне выгоднее здесь свое что-то держать, а не палату… Мы в месяц миллион 249 тысяч платим. А это более 600 квадратных метров, представьте.
- Зачем вам 600 квадратов, сколько у вас сотрудников работает?
- У нас - 28. Но в целом по Жамбылской области - человек 40. И еще четверых мы берем. У нас тут все - мебель, зал есть специальный, компьютеры. Рыночные цены выше. Такое в Таразе вы не найдете!
Конечно, мы благодарны Асану Кошмамбетову за то, что он ответил на все наши вопросы. Но и его ситуация выглядит, скажем так, не совсем обычно - нанимать-увольнять родственников, располагаться в здании, которое принадлежит твоему ТОО… Ведь наверняка и в других областях, а не только в Павлодаре и Таразе происходит нечто подобное, только пресса об этом еще не знает. Так что же улучшает Национальная палата предпринимателей - деловой и инвестиционный климат или благосостояние некоторых менеджеров?
Комментарий в тему
Айдар АЛИБАЕВ, экономист:
- Национальная палата могла бы приносить пользу малому и среднему бизнесу, но только в одном случае: если бы сотрудники НПП начали воевать с чиновниками, таможенниками, полицейскими, со всякого рода проверяющими - вот тогда да, бизнес почувствовал бы пользу. Но фактически НПП воюет лишь с бизнесменами. Это сейчас десятки предпринимателей начали жаловаться и судиться. А в ближайшее время начнут сотни, а может быть, и тысячи!
Сегодня НПП - обычная чиновничья структура, созданная с одной целью - чтобы ее работники сладко спали и вкусно ели. И мы именно это и наблюдаем: если руководители в регионах собирают взносы, чтобы брать в аренду собственные здания и устраивать в штат родственников, то никаких других доказательств уже и не нужно.
И ради этого создавали Нацпалату?
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта tengrinews.kz, Алматы