15995

50 оттенков серого

Фото А. Шынгысбаевой публикуется с согласия ее родителей.

Директор семейской НИШ - Назарбаев интеллектуальной школы - Багдан КАЙЫРЖАНОВ (на снимке внизу) сначала попытался воспрепятствовать присутствию Айзере ШЫНГЫСБАЕВОЙ, пришедшей в школу на торжественную линейку в религиозном платке, а затем не допустил ее в родной класс на первый в новом учебном году урок. Но родители девятиклассницы настаивают: их дочь будет ходить в школу в хиджабе!

Шокированные поведением школьного директора, кстати, почетного работника образования, родители изгнанницы - управляющий крестьянским хозяйством “Береке” Асет ИМАНБАЕВ и многодетная мама Жанар ТАМАШЕВА - из НИШ прямиком направились в Затонский отдел полиции УВД Семея, где написали заявление с просьбой принять меры в отношении г-на Кайыржанова. По их убеждению, не допуская Айзере к занятиям из-за мусульманского платка, он нарушает статью 141 Уголовного кодекса, предусматривающую наказание за “прямое или косвенное ограничение прав или свобод человека по мотивам происхождения, пола, расы, отношения к религии, убеждений” и т.д.
- Мы с мужем - коренные жители Алматы, - рассказывает Жанар Тамашева. - Там получили высшее образование: он - юридическое, я - экономическое. Там родились четверо наших детей. В связи с работой супруга нам пять лет назад всей семьей пришлось переехать в Семей. Айзере мы отдали в местную интеллектуальную школу первого президента, которую нам рекомендовали как лучшую в городе.
Мы с мужем - практикующие мусульмане. Воспитываем своих детей, придерживаясь законов шариата. Но в то же время мы не хотим их ущемлять в хорошем образовании. Айзере - отличница! Она висит на Доске почета в школе, в которую 1 сентября ей не дали даже зайти...
- Получается, до того дня школьную администрацию полностью устраивал внешний вид Айзере? Почему, по вашему мнению, к ней так резко изменилось отношение?
- Раньше она мало чем отличалась от одноклассниц. Но в этом году ей исполнилось 15 лет. По законам ислама девочка в этом возрасте надевает длинную юбку и платок. Когда мы шили, постарались максимально приблизить их к школьной форме. Юбка и платок  серого цвета с двумя зелеными полосками. Я заранее сходила в школу, предупредила директора - мы придем в платке. Он сразу сказал: нет - и точка! Но, зная, что он не имеет на это права, мы сделали по-своему. Нас не хотели допускать на линейку. Но мы участвовали. А на классный час дочь уже не допустили... Потом отца пригласили к директору. Очень долго беседовали. Каждый остался при своем мнении. После этого нас попросили покинуть пределы школы. Айзере очень сильно переживает...
- Подростки очень мнительные. Вашу дочь не смущает, что она разительно отличается от сверстниц? У вас нет опасения нанести ей еще более серьезную психологическую травму?
- Да, Айзере из всей школы одна в платке. Но для нее это не повод для расстройства. Ей было три года, когда мы с мужем приняли ислам. У нас особый образ жизни: читаем намаз, держим оразу в месяц Рамазан, совершаем хадж. У нас запрещено спиртное, нельзя говорить неправду. Айзере выросла в этой атмосфере и принимает законы шариата как данное. Знаете, мы очень переживали, как ее примут одноклассники. Но дети встретили Айзере очень тепло!
Директор НИШ Багдан Кайыржанов наотрез отказался комментировать ситуацию “Времени” под тем предлогом, что ему надо разобраться в случившемся. “Пока ничего писать не надо. Ничего не ясно”, - настойчиво советовал он нашему корреспонденту.
Замначальника отдела образования Семея Наталия ФЕСЕНКО, как показалось, с облегчением отметила в беседе с нами, что НИШ - школа республиканского значения. Это значит, что ни городу, ни области она не подчиняется.
- В прошлом году в одну из городских школ тоже пришла девочка в хиджабе, - вспомнила она. - Как мы к этому относимся? Каждая школа устанавливает свою форму одежды, она делового стиля. И платок, понятно, не вписывается. Потом у нас же светское образование. Но, с другой стороны, не пускать учениц в школу из-за хиджаба у нас нет никакого права! Дети должны получать образование. Нужно разговаривать с родителями, искать какой-то выход из ситуации. Но что касается той девочки, она, по-моему, так и продолжала ходить в школу в платке...
Юрист Махсат РАХИМОВ, которого мы попросили прокомментировать довольно щекотливую ситуацию, полагает, что директора учебных заведений, воюющие с хиджабами, не знают... законов:
- Да, согласно пункту 4 статьи 3 закона о религии, система образования и воспитания в Казахстане отделена от религии и носит светский характер. Речь идет о том, что в общеобразовательных школах запрещено преподавать религиозные дисциплины. Однако руководители учебных учреждений и чиновники от образования воспринимают это положение как сигнал для борьбы с ношением хиджаба учащимися и преподавателями. Между тем пункт 5 статьи 3 того же закона о религии гласит: воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение предметов, почитаемых последователями той или иной религии,  не допускаются. А теперь разберемся: где написано, что хиджаб в нашей стране противозаконен?.. Вот и получается, что навязывание запрета на ношение платков в учебных заведениях нарушает конституционные права граждан и должно преследоваться по закону!
Это далеко не первый школьный случай в стране, связанный с хиджабом. Но в этой истории точку, похоже, ставить рано. Родители Айзере настаивают на том, что их дочь будет ходить на занятия только в религиозном платке. Впрочем, вчера Айзере в школу не пришла. По словам Жанар, у дочери резко поднялась температура. Не исключено, что так организм отреагировал на стресс, который пришлось пережить школьнице...

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора,Семей

Поделиться
Класснуть