3915

Дружба дружбой, а наука - врозь?

 

или  Сказ о том, как Минобр надвое сказал

Казахстан настаивает на исключении статьи 104 “О сотрудничестве в области научной и научно-технической деятельности” из проекта договора о Евразийском экономическом союзе, заявил намедни председатель госкомитета по науке и технологиям Белоруссии Александр ШУМИЛИН. Признаться, эта информация нас немало озадачила: неужели и впрямь официальная Астана, известная своими интеграционными инициативами, в данном случае заняла столь неконструктивную позицию по отношению к своим партнерам? Президент страны со всевозможных трибун ратует за необходимость интеграции в различных сферах, а тут - на тебе! Может, господин Шумилин что-то напутал?
Заинтригованные столь неожиданным виражом на пути “могучей тройки” - России, Белоруссии и Казахстана - к всеобщей кооперации, мы обратились за комментариями в Министерство образования и науки (МОН) республики. Полученный вскоре ответ на редакционный запрос без преувеличения превзошел все наши ожидания.

Прежде всего отечественный Минобр подтвердил достоверность заявления белорусского чиновника. “Информация о том, что Казахстан выступает за исключение статьи о сотрудничестве в области науки в рамках Единого экономического пространства, соответствует действительности, - говорится в письме, подписанном заместителем председателя комитета науки МОН Амандыком ТУЛЕШЕВЫМ, далее подчеркивается - цитируем один в один, с авторскими выделениями: “Вопросы сотрудничества в сфере науки относятся к компетенции национального правительства, не являются предметом экономической интеграции, никогда не передавались в виде полномочий (в том числе в формате согласованной, координированной политики) в наднациональный регулирующий орган - Евразийскую экономическую комиссию”.
Дальше - больше: “Одним из главных направлений развития Рес­публики Казахстан станет трансферт необходимых стране технологий и обучение специалистов для их использования, активное участие в масштабных международных научно-исследовательских проектах. Реализовать указанное можно лишь опираясь на ведущие мировые державы и при условии сохранения независимости в проведении такой политики. Если же данное направление будет “отдано” в наднацио­нальное направление или в виде скоординированной, согласованной политики в формат союза, казахстанская сторона будет связана “ограничениями” со стороны партнеров ТС”.
При этом в ответе не уточняется, о каких именно “ограничениях” идет речь и почему сотрудничать с мировым научным сообществом можно только при условии полной независимости. Зато из процитированного текста напрашивается вывод, что отечественный Минобр не относит Белоруссию и, что примечательно, Россию к числу ведущих мировых держав!
Но и это еще не все.
В своем запросе мы спросили: “А есть ли в Казахстане достижения в научной сфере, которые страна может предъявить миру”? В ответе почти на трех листах печатного убористого текста перечислены проекты и инновационные разработки наших ученых в различных сферах, начиная от создания адаптированной к условиям Казахстана вакцины против птичьего гриппа и заканчивая уникальным сплавом “Казах-станский”. Краткий перечень наших “достижений мирового уровня”, с которым можно ознакомиться на сайте нашей газеты www.time.kz, заканчивался сдержанно-гордой фразой: “Резюмируя вышесказанное, отмечаем, что казахстанское научное сообщество может конкурировать с коллегами из России и Белоруссии”.
И, наконец, мы были бы абсолютно неправы, не процитируй следующий пассаж чиновников от науки:
“В целом, поддерживая взаимодействие в сфере науки и инноваций, считаем, что данные вопросы можно отрегулировать в рамках имеющихся международных организаций (СНГ, ШОС) в двух- и многостороннем форматах, без передачи дополнительных полномочий в комиссию. Передача даже малой части вопросов, касающихся социально-гуманитарного блока, впоследствии повлечет за собой расширение взаимодействия в данной области в рамках союза и с участием наднационального органа нанесет серьезный ущерб национальным интересам и суверенитету (последняя фраза выделена нами. - Ред.)”.
Обуреваемые сложными чувствами - от неподдельной радости за нашу отечественную науку до зависти к авторам ответа за смелость их суждений и умозаключений, - мы вновь призадумались.
Ответ МОН оставлял ощущение определенной двусмысленности и недосказанности: Казахстан вроде бы за сотрудничество своих ученых с их зарубежными коллегами, в том числе российскими, причем, отметим, и в рамках различных международных организаций и объединений (ШОС, СНГ), но только не в рамках ЕАЭС. Почему? Где тут логика?
В общем, мы снова постучались в двери МОН в надежде получить ответы на эти и другие вопросы из первых уст. Однако здесь нас поджидала еще одна неожиданность. Оказалось, что общение чиновников этого министерства с журналистами возможно исключительно через пресс-службу, и после долгих переговоров с ее сотрудниками нас определили к должностному лицу управления международного сотрудничества. Но он согласился на интервью только при условии его… анонимности. Отступать нам было некуда.
- Дело в том, что в законодательствах Казахстана, России и Белоруссии, касающихся научной сферы, очень много различий, их нужно будет постепенно привести к общему знаменателю. Это основная причина, из-за которой на сегодняшний день мы не готовы к интеграции, - попытался разрядить ситуацию собеседник. - Например, в наших странах по-разному формируется бюджетная политика. В Казахстане финансируются научные проекты только резидентов, поэтому на данный момент не сможем поддержать какие-то начинания наших зарубежных партнеров. Кроме того, в наших странах отличаются правила присуждения ученых степеней, только Казахстан собирается вводить 12-летний стандарт среднего образования… Предполагается, что постепенно эти различия в законодательстве будут унифицированы и тогда можно будет говорить об интеграции.
- Но Россию и Белоруссию не пугают эти различия. Может, есть какие-то другие причины?
- У нас нет причин не объединяться, не сотрудничать с этими странами! Уже существуют двусторонние взаимоотношения, межправительственные комиссии по научно-технической политике и с Белоруссией, и с Россией. Мы реализуем совместные проекты.
- Так все-таки, министерство за интеграцию в научной сфере или против?
- Повторяю, мы не против инте­грации, но изначально речь шла об объединении (трех стран. - Ред.) только в экономическом плане, в этом политика нашего президента. На данный момент мы не можем одновременно интегрировать и в экономический и социально-гуманитарный блок - это приведет к неразберихе. Нужно оставить лучшее, что есть в этой сфере (социально-гуманитарной. - Ред.) в каждой из наших стран, и ориентироваться на это.
- Но ведь наш президент, вы­с­тупая недавно с лекцией в МГУ, посвященной предстоящему созданию ЕАЭС, предложил создать Евразийский инновационный совет, инновационные кластеры на многосторонней основе, ратовал за совместные проекты в науке. Разве ваша позиция не идет вразрез с этим заявлением?
- Нет. Этот центр действительно будет создаваться, предполагается, что страны-участницы войдут в него с определенным научным и человеческим капиталом. Но в этом направлении еще много работы.
- В ответе на запрос, который мы получили, говорится о важности и приоритетности международного сотрудничества. А мы вообще нужны зарубежному научному сообществу со своими проектами и достижениями? Нас там ждут?
- Есть такая пословица: “Ребенку, который не плачет, никогда не дадут молока”. Поэтому Казахстан должен все время заявлять о себе, именно поэтому мы сейчас активно вступаем в различные научные международные организации. Именно на этих площадках наша страна может рассказать о себе и перенять какой-то опыт. Без международных организаций нас никто не услышит.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

От редакции Признаться, мы, мягко сказать, в некотором замешательстве. Киношный царь Грозный из знаменитого фильма Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию” простодушно удивляется режиссеру Якину: “Да как же тебя понять, коли ты ничего не говоришь?!”. В нашем же случае слов - хоть отбавляй. А результат, как ни странно, тот же.

 Дословно

"Анализ мировых тенденций развития ряда отраслей наук, их состояния в республике показывает, что по многим отраслям наук в Казахстане достигнуты высокие результаты.
На мировом уровне создана школа фундаментальных исследований по физике плазмы. Проводятся экспериментальные и теоретические исследования по физике частиц при высоких энергиях, ядерной физике и радиоэкологии, физике космических лучей в содружестве со многими зарубежными исследовательскими центрами.
К достижениям мирового уровня можно отнести первую отечественную, адаптированную к условиям Казахстана вакцину против птичьего группа. Лишь немногие страны - в их числе Россия, США, Китай, Англия, Франция - разработали собственную вакцину против этой болезни.
Заведующий кафедрой ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, д.ф.-м.н., профессор Умирбаев У. удостоен премии Американского математического общества за решение одной из самых интересных задач, известной более 40 лет в постановке знаменитого японского ученого Нагаты.
В стране разработаны капсулированные формы иммунномодулирующего препарата "Арглабин" и гепато-протекторного средства "Салсоколлин".
Разработана экологически чистая, безотходная технология комплексной переработки шлаков фосфорного производства с получением ценных продуктов - карбонатных наполнителей для лакокрасочной и резинотехнической промышленности, стройматериалов и триполифосфата натрия.
Есть и другие примеры.
Значительные достижения имеются в Казахстане в области исследования различных полупроводниковых, металлических и композитных материалов, катализаторов и биоматериалов. Разрабатываются технологии нанесения защитных нанокристаллических покрытий плазмохимическими и комбинированными плазмо-эклектрохимическими методами с целью повышения коррозионной стойкости материалов.
Отечественными учеными разработан оригинальный подход к получению высокоочищенных субъединичных вакцин на основе композитных наночастиц, в 10-100 раз усиливающих активность противовирусного и противомикробного иммунитета.
В физико-техническом институте АО "Центр наук о Земле, металлургии и обогащения" синтезированы новые наноструктурированные углеродсодержащие материалы - поликристаллический алмаз, углеродные нанотрубки.
Созданы образцы высокочувствительных сенсоров токсических и взрывоопасных газов. Разработаны высокопрочные, износостойкие, антикоррозионные материалы на основе соединений титана и алюминия, нанокластерные структуры в монокристаллическом кремнии.
В области математики: разработаны математические модели и методы решения задач, описывающие тепло- и электрофизические явления в электроконтактных системах и плазмотронах; теория сингулярных граничных интегральных уравнений для решения краевых задач динамики упругих сред и некоторых дифракций волн в деформируемых твердых и электромагнитных средах.
В Научном хирургическом центре имени Сызганова успешно внедряется эндоскопическая и эндоваскулярная хирургия. Разработана и внедрена технология внутриопухолевого и внутриартериального введения противоопухолевых лекарств.
В целом по селекции сельскохозяйственных растений и животных - выведены штамбовый сорт фасоли, сорт односемянной сахарной свеклы, 14 сортов картофеля, 5 сортов томата и лука, 3 сорта огурцов, 3 сорта тыквы, 2 сорта чеснока, созданы 5 сортов высокоурожайной пшеницы и 2 новых сорта риса, всего более 40 сортов различных культур и около 30 пород животных.
Имеются серьезные достижения и в других отраслях науки.
Разработанная в Казахстанско-Британском техническом университете технология бурения скважин в условиях аномально низкого пластового давления позволяет увеличить дебет нефти в три-шесть раз. Эта технология и ее разновидности уже апробированы на нефтяных месторождениях Атырауской и Мангистауской областях, а также при разработке золотосодержащих отвалов компании "Майкаинзолото".
К проектам особой актуальности следует отнести также разработку и производство новых эффективных полимеров для гидрометаллургии, водоподготовки и электротехнической промышленности, технологии нефтехимического синтеза экологически чистого топлива и регенерации отработанных смазочных масел (использование мембран для очистки масел, которые отличаются от известных методов универсальностью, простотой и значительно меньшей энергоемкостью), отечественного высокоэффективного препарата для очистки почвы от нефтезагрязнений "Экобак".
Еще одной, более новой разработкой отечественных химиков стал казкаин - анестезирующее и антиаритмическое лекарство. Не затрагивая функции мозга, казкаин обеспечивает местное обезболивание проблемного участка тела в течение 6-8 часов, которые требуются для проведения сложных и неприятных для пациента операций и медицинских процедур.
Разработана технология получения нового класса биологически активных веществ - гуминовых композиций - из отечественного природного сырья. Они обладают широким спектром действия и могут применяться вместо дорогих и токсичных импортных продуктов синтетического происхождения не только в сельском хозяйстве, но и в приборостроительной, нефтяной, строительной, металлургической, медицинской, текстильной, кожевенной и других отраслях.
В Институте химических наук созданы способы синтеза ряда соединений, проявляющих выраженную противоопухолевую активность. Получены полимерные пролонгированные формы лекарственных средств нейротропного, противотуберкулезного и сердечно-сосудистого действия. Разработана технология получения гемо-, плазмо- и энтеросорбентов для удаления из организма человека высокотоксичных ксенобиотиков, балластных эндогенных веществ, ионов свинца, ртути, марганца и других токсинов, вызывающих профессиональные заболевания.
В Национальном центре по комплексной переработке минерального сырья (НЦ КПМС) создано минипроизводство по получению нового комплексного сплава ферросиликоалюминия в г. Экибастузе; организовано промышленное производство нового вида углеродного восстановителя - спецкокса из неспекающихся энергетических углей в г. Караганде. НЦ КПМС достиг международного признания. По технологиям НЦ КПМС построены свинцовые заводы в Италии, Канаде, Боливии, цинковые заводы в Узбекистане и Казахстане, строится новый цинковый завод в России, золотоизвлекательные фабрики в Китае, России, Кыргызстане, Узбекистане.
Гордостью РГП "НЦ КПМС РК" является создание сплава "Казахстанский" для раскисления, модифицирования и легирования стали. Данный сплав благодаря своим свойствам обеспечивает сокращение неметаллических включений и видимых горячих трещин, улучшает структуру и качество обрабатываемой стали.

Заместитель председателя комитета науки
Министерства образования и науки Казахстана Амандык Тулешев."

Комментарии в тему

Асылбек БИСЕНБАЕВ, кандидат исторических наук, ведущий телепередачи “Ученый совет”:
- Можно ли говорить о том, что уровень казах-станских ученых соответствует современным требованиям?
- Сложный вопрос. По объективным причинам финансирование науки в 90-е годы было на очень низком уровне.
Закрывались лаборатории и институты. Многочисленные и часто непродуманные реформы привели к плачевным результатам.
В последние годы благодаря успехам экономики возросло финансирование науки. Но вот расходование средств очень часто осуществляется не по назначению или без пользы для науки. Много критических замечаний в адрес МОН в формировании научной и образовательной политики, открытости вопросов финансирования, привлечения ученых к экспертизе различных проектов.
Однако есть и положительные примеры. Энергетики, геологи, математики, биологи, ботаники приводили замечательные примеры сотрудничества с известными зарубежными центрами, нацкомпаниями и госучреждениями. Казахстанские изобретения внедряются за рубежом, а ученые являются участниками самых передовых исследований.
Но мы в нашей телепередаче говорим не только о планах и творческих удачах, но и о тех проблемах, которые мешают развитию отечественной науки. Например, актуален вопрос преемственности научных школ и подготовки кадров. Уходит на пенсию известный ученый, а с ним закрывается целое научное направление. По-прежнему происходит “утечка мозгов”: молодые и перспективные ученые эмигрируют за рубеж или уходят в бизнес. Зарплата молодого ученого настолько непривлекательна, что наука перестала быть престижным занятием. Более того, результаты работы ученого, даже явно необходимые для страны, не гарантируют внедрения в производство. В них больше заинтересованы зарубежные центры, чем наши гос­органы и предприятия.
Сегодняшняя наука - это мировой процесс. Для участия в нем необходимо владеть иностранными языками, пользоваться информационными технологиями, активно участвовать в международном научном обмене. А многие наши исследователи работают на устаревшей научной базе, не могут из-за незнания иностранных языков общаться с коллегами, знакомиться с достижениями мировой науки. Интернет-сайты большинства исследовательских институтов и университетов малоинформативны. Многие ученые неоднократно поднимали вопрос о широкой популяризации казахстанской науки, но наше Министерство образования и науки больше говорит о будущих успехах, нежели решении сегодняшних проблем. Газеты, рассчитанные на массового читателя, вспоминают о науке от случая к случаю и предпочитают либо погоню за сенсациями, либо парадные отчеты о реализации тех или иных планов. Сложилась ситуация, когда общество не имеет представления о деятельности ученых, а они, в свою очередь, не могут популяризировать свои достижения.
К сожалению, появилось много тех, кто опровергает саму науку, доказывая, что все достижения человечества - от колеса до компьютера - созданы древними казахами и кочевниками. Наши учебники далеки от мировых стандартов, а некоторые монографии просто не выдерживают критики. Многочисленные околонаучные структуры, которые созданы далекими от нужд науки и корыстными чиновниками, позволяют существовать таким горе-исследователям. Именно они становятся “героями” различных публикаций, в то время как реальные ученые оказываются без внимания прессы. И мы хотим восполнить этот пробел.

Виктор ТЕЙФЕЛЬ, доктор физико-математических наук:
- Я не могу как-то оценивать эту позицию, потому что не знаю причин, из-за которых Казахстан воздерживается от объединения в научный союз с Россией и Белоруссией. Но скажу, что сотрудничество в науке важнее чем противостояние и конкуренция. Нас, ученых, и сейчас просят обязательно указывать наличие международных связей и контактов, которые у нас есть. Это очень важно, ведь мы не можем жить в вакууме. Они складываются по совсем не политическим соображениям, а из общих интересов.
К сожалению, сейчас в организации нашей науки пытаются копировать систему, которая принята в США, но нелепа в наших условиях. Мы говорим о патриотизме, но при этом посылаем свои проекты на экспертизу иностранцам, плохо представляющим себе наши проблемы и условия работы. Ученые вынуждены дублировать свои работы еще и на английском языке, что занимает очень много времени и доставляет немало неудобств. Сотрудничать, конечно, надо, но необходимо доверять и своим ученым, а не идти на поклон к тем же американцам, свысока и не без оснований смотрящим на нашу бедную науку. Думаю, это непатриотично, тем более что паритета сторон в этом как-то не наблюдается. И, конечно, было бы очень неплохо, если бы те, кто “управляет” нашей наукой, советовались бы с теми, кто ее делает.

Поделиться
Класснуть