Доверяя, контролируй
Регионы будут поощрять за перевыполнение плана налоговых сборов
Местным властям в Казахстане дают все больше полномочий. С другой стороны, надзор центра за ними ненавязчиво усиливают.
На этой неделе глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ возродил упраздненную полтора года назад должность первого заместителя руководителя администрации президента. Ее занял Дархан САТЫБАЛДЫ, работавший до этого назначения акимом Туркестанской области.
Появление поста первого зама рукАПа президент объяснил необходимостью “совершенствования управленческих процессов и регионального взаимодействия, усиления контроля за исполнением решений и его поручений на местах, а также улучшения качества принимаемых мер и укрепления доверия граждан к государственным институтам”.
Что, естественно, можно расценивать таким образом, что ситуация со всем перечисленным до сих пор была, мягко говоря, не очень. Эти подозрения, можно сказать, подтвердил на следующий день вице-премьер Канат БОЗУМБАЕВ, заявивший на первом заседании Проектного офиса по региональной политике:
- Имеет место слабая межотраслевая координация между госорганами. Эту практику надо искоренять. Нужно проводить согласованную реализацию региональной и отраслевых политик. Исполнение бюджетных программ и инвестиционных планов должно осуществляться синхронно.
Он предложил предоставить регионам достаточную самостоятельность в финансировании проектов, “в том числе с учетом направленности на достижение конечных результатов”, что можно трактовать как “предоставить самостоятельность, но соблюдая предосторожность”.
При этом, по мнению вице-премьера, необходимо поощрять регионы за перевыполнение налоговых поступлений! Это уже похоже на откровенный пряник, альтернативой которому для непонятливых выступит кнут.
Все эти инициативы наводят на мысли о том, что центральная власть не очень довольна уровнем административной дисциплины на местах и отпустить акиматы в вольное плавание по бюджетам и социалке хотела бы, но пока чего-то опасается.
С другой стороны, можно представить ту оторопь, которая, должно быть, охватывает местных руководителей. Им вроде как дают больше самоуправления - и тут бы развернуться во всю ширь акимовской души… Но в то же время к ним приставляют государева человека, который будет с внимательным прищуром следить за этим развертыванием и докладывать обо всем наверх без посредников.
Так ли это на самом деле?
По мнению депутата мажилиса, члена комитета по экономической реформе и региональному развитию Никиты ШАТАЛОВА, есть несколько ключевых факторов, повлиявших на восстановление (или учреждение с несколько другими полномочиями, что точнее) должности первого заместителя руководителя администрации президента, призванного работать с местными исполнителями.
- Во-первых, растет финансовая самостоятельность регионов, у них появляются новые функции, дополнительные налоги переходят от центра в регионы. Это очень закономерный процесс, потому что децентрализация нужна для эффективности управления в условиях сложностей в экономике, которые требуют принятия решений на местах. Так что и налоги будут собираться и тратиться на местах. Все прекрасно понимают, что акимы областей - это прежде всего представители президента и за ними должен быть особый контроль в этом отношении, - отметил парламентарий, комментируя по просьбе “Времени” новые процессы в управленческой среде.
Второй фактор, по мнению мажилисмена, связан с тем, что вся социально-промышленная инфраструктура, в том числе устаревшая, находится в регионах и там нужно внимательно следить за темпами ее обновления. То есть смотреть за тем, как это все будет развиваться и куда будут идти деньги, направленные на это развитие.
- Фактически мы видим, что правительство объявляет новую региональную политику, ее курирует вице-премьер Канат Бозумбаев, - отмечает Шаталов. - Это огромные деньги, необходимые для модернизации тепло- и электросетей, для строительства новых энергомощностей. Однако есть фактор экономического развития регионов, где имеется ряд проблем, связанных как раз с тем, что не всегда акимы эффективно привлекают инвестиции, не всегда получается последовательно взаимодействовать с предпринимателями, с инвесторами, в том числе крупные строительные и промышленные площадки требуют контроля.
Еще одни аспект, на который может повлиять администрация президента, - это непосредственный контроль в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций. Паводки многим показали, считает депутат, что нужна какая-то общая координация, в том числе дополнительный контроль со стороны АП, чтобы президент имел информацию о том, что происходит на земле. Это ни для кого лишним не будет.
Что же касается идеи поощрять местные власти за перевыполнение плана по сбору налогов, то тут, уверен Никита Шаталов, нет никакого второго дна:
- Думаю, это инструмент повышения экономической самостоятельности регионов. Функции и налоги туда спускаются, но не всегда это ведет к снижению трансфертов из республиканского бюджета, обелению экономики. Поэтому здесь нужны дополнительные стимулы, которые будут заставлять регионы более эффективно работать в этом направлении. Это часть реформы межбюджетных отношений, которые будут меняться из-за нового Бюджетного кодекса.
Владислав ШПАКОВ, фото с сайтов inbusiness.kz, kazpravda.kz и liter.kz, Астана