3970

Верхом на электромобилях

Победить алматинский смог сможет не газификация, а электрификация

     Уже за то надо сказать спасибо Алматинскому акимату, что в ответ упорно продвигаемому проекту курорта Кок-Жайляу в обществе практически уже вызрела альтернатива - заняться очисткой городского воздуха! И даже вполне в конкретной формулировке: чем тратить на VIP-застройку гор “какие-то” 200 миллионов бюджетных долларов, газифицируйте лучше ТЭЦ-2. Благо после ввода стратегического газопровода Бейнеу - Бозой - Шымкент проблема нехватки газа в советской еще магистрали Бухара - Чимкент - Джамбул - Фрунзе - Алма-Ата, из-за которой пришлось даже переводить на мазут некогда лучшую в Союзе чистенькую Джамбулскую ГРЭС, снята.

Теперь (спасибо товарищам китайцам за “Один пояс - один путь”) весь юг Казахстана подключен к магистрали Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай, что переводит газовый вопрос только в плоскость “сколько это будет стоить”. А поскольку мы тоже являемся газовой державой, пусть и не в смысле добычи газа, а его транспорта, для нас стоимость газоснабжения заоблачной быть не должна.
Однако есть и немало “но”, о которых тоже надо знать, начиная как раз с ТЭЦ. Так вот, если Алматы - лучший город мира с красивейшими горами и самым черным во всем свете смогом под ними, то и ТЭЦ-2 - уникальная станция, другой такой в мире нет. Я сам родом из ВНИПИэнергопрома, проектировавшего все ТЭЦ Казахстана, поэтому говорю как участник и очевидец. Уже в 70-х, когда ТЭЦ-2 создавалась, было ясно, что ее надо оттащить как можно дальше от города, но на самой подходящей площадке за Бурундаем оказались просадочные грунты, ненадежные вообще и особенно при землетрясениях. Тем более что расчетная сейсмичность там девять баллов. Поэтому было решено небывалое: выбрать весь просадочный слой и посадить станцию на 12 метров глубже стандартной компоновки.
Соответственно, первая запинка сейчас - запрет на использование газа для такой заглубленной электростанции. Точнее, это даже не запрет, а элементарное отсутствие нормативов - нигде в мире ни опыта эксплуатации, ни соответствующих инструкций попросту нет. Следовательно, кто-то должен принять на себя ответственность за политическое решение, кто-то - разработать дополнительные правила безопасности и техническое обеспечение. Вопрос, в принципе, решаемый, но непростой. И возможно, недешевый.
Имеется также проект реконструкции ТЭЦ-2 с парогазовой надстройкой - это повысит электрический КПД станции, но никак не сократит выбросы. Наоборот, с увеличением генерации физические объемы продуктов сгорания тоже вырастут.
Идем дальше: ТЭЦ - это выработка электроэнергии на базе снабжения мегаполиса теплом и горячей водой, и эту потребность в тепле ничем не заменить. Разве что электро­отоплением, что по нынешним временам - фантастика. Хотя про это тоже кое-что скажем.
Пока же отметим еще одну уникальную особенность ТЭЦ-2: “однотрубка”. Суть в том, что по нормативам горячая вода в городских квартирах должна быть питьевого качества, поэтому в большинстве городов применяется так называемая закрытая схема: водой из теплосетей в специальных подомовых или квартальных бойлерных подогревается та же водопроводная вода. В Алматы же исторически (спасибо горам и достатку качественной исходной воды) - открытая схема, горячее водоснабжение осуществляется непосредственно из теплосетей. И вот проектировщики красиво придумали для удаленной ТЭЦ-2:
она греет для всего города как раз разбираемую воду, подавая ее только в одну сторону.
Далее, не все, может быть, знают, что все три алматинские ТЭЦ обеспечивают лишь базовое - по среднезимней температуре - теплоснабжение и лишь для нижней (примерно по проспекту Абая) части города. Тогда как для всей остальной южной столицы, а также для зоны теплофикации в холодные дни предусмотрены пиковые водогрейные газомазутные котельные, расположенные во многих местах внутри города. Как, впрочем, и вся ТЭЦ-1, дымящая, пусть и газом, прямо в географическом центре южной столицы. Газовые выбросы, кстати, хотя и не такие черно-пугающие, как угольные, тоже штука достаточно вредная.
Итак, даже самая удачная газификация ТЭЦ-2 сможет зрительно чуть улучшить видимую с Кок-Жайляу смоговую картинку и реально сократить вредоносность черного покрывала на сколько-то (1-2 или максимум 5-6) процентов, в лучшем случае при самых энергичных действиях и серьезных затратах.
Что же делать? Я вам скажу.
Для страны, имевшей в прошлом Семипалатинский полигон, это непросто, но пора открыто обсудить перспективы атомной промышленности. Казахстан объективно - одна из наиболее подходящих в мире стран для развития именно ядерной энергетики, но узбеки разом обошли нас - первая АЭС будет у них. У нас же Минэнерго лишь исподволь прорабатывает атомный вариант для долгожданной Балхашской ТЭС, боясь сказать об этом вслух.
Я вот не боюсь и скажу: нужна и Балхашская АЭС, и атомная станция теплоснабжения где-нибудь километров за тридцать-сорок от Алматы была бы действительно очищающим атмосферу вариантом. И вообще, атомная энергетика в наших условиях имеет только один недостаток - она плохо сопрягается с кланово-олигархической и коррумпированной системой. Хотя она же и дает шанс на оздоровление, заодно с воздухом, самой власти.
В заключение же самый реальный, доступный и действительно очищающий алматинский воздух шаг - электрификация автотранспорта. Ныне его доля в смоге около 70 процентов, вот это и надо атаковать.
Смотрите, какая красивая вырисовывается схема.
На “СарыаркаАвтоПром” в Костанае уже зашел китайский инвестор, планируются вложения около $1,1 млрд. с расширением линейки автобусов и легковых автомобилей и доведением выпуска с нынешних 20 тысяч до 100 тысяч в год, включая увеличение количества и видов уже выпускаемых там автобусов и авто на электрическом ходу. Представим, что электрическое направление будет адресно нацелено на Алматы по хорошо продуманному конвейеру: линейным перевозчикам будет предложена выгодная замена бензиновых и дизельных автобусов и такси на электрические, при этом остающиеся на ходу скупленные машины будут реализовываться в других регионах, что добавит процессу самоокупаемости.
Конечно, поначалу серьезные вложения тоже потребуются в инфраструктуру зарядных станций, систему гарантийного обслуживания. Но в целом где-то за полцены от Кок-Жайляу можно было бы смело перевести на электротягу четверть из примерно полумиллионной массы запрудивших Алматы автомобилей и автобусов. После чего процесс приобрел бы самофинансируемый автоматический характер, ликвидирующий бензиновую дымку над городом.
А теперь представьте, что Мин­энерго, осмелившееся таки построить Балхашскую ТЭС не в угольном, а в атомном варианте, за счет правильной структуризации тарифа ввело бы еще, не выходя за пределы рентабельности электростанций, ночной тариф для зарядки авто всего в 50 процентов от обычного - как бы это удешевило эксплуатацию электромобилей и стимулировало электрификацию!
Короче, видится в мечтах вознесенный над городом под алматинским чистым небом памятник трем героическим биям современности: акиму, министру энергетики и директору СААП - верхом на электромобилях.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть