Непубличное электричество
Не успели еще отзвучать слова из президентского Послания о том, что правительству в трехмесячный срок надлежит навести порядок в тарифах ЖКХ и естественных монополий, а нам пришлось предупредить казахстанцев (см. “В погоне за Россией” от 16.10.2018 г.) о повышении с нового года тарифов на электроэнергию в связи с дополнением рынка электроэнергии еще и рынком мощности. Необязательно тариф повысят с 1 января и намного, скорее всего, сразу пугать не будут. Главное, что создается структура, способная в любой момент накручивать любую надбавку.
Впрочем, в нашем правовом государстве знаток законодательства всегда найдет выход. В данном случае такой уголок родины, где за электричество можно платить поменьше. Главное - помнить, что закон “Об электроэнергетике” дает потребителю право выбора поставщика. И если знать, где искать, вот вам такая картина.
На осень 2018 года самая дорогая электроэнергия в Северо-Казахстанской области: “Солтустик Энерго Орталык” продает ее по среднему тарифу 20,1 тенге/кВт-час (здесь и далее тарифы указаны без НДС). Самая же дешевая… в той же СКО, но только для потребителей, которым повезло быть прикрепленными к “Севказэнергосбыту”, берущему по 13,7 тенге за кВт-час. Для сравнения: чуть более низкий тариф - 11,9 тенге/кВт-час - действует только в Восточном Казахстане, обеспечиваемом дешевой гидроэлектроэнергией.
В Акмолинской области тоже есть выбор: “КокшетауЭнергоТранзит” берет по 19,9 тенге/кВт-час, а “АРЭК-Энергосбыт” - по 17,9 тенге.
Но это в среднем. Существует еще разделение тарифов для физических и юридических лиц самой разной пестроты и логики.
Так, в Астане средний тариф 14,6 тенге/кВт-час разбит на 11,6 тенге для населения и 16,1 тенге для юрлиц. А вот в южной столице, а также почему-то в Мангистау физические и юридические лица платят одинаково. Вопрос, кого акимы двух столиц любят больше - предпринимателей или горожан, остается открытым. В любом случае любят необъяснимым образом по-разному.
Или возьмем энергетическую столицу Казахстана Павлодарскую область. Средний тариф “ПавлодарЭнергоСбыта” не такой уж низкий: 12,9 тенге/кВт-час, при том, что в регионе стратегический избыток генерирующих мощностей и именно там дислоцированы ориентированные на массированное потребление дешевой электроэнергии заводы по электролизу алюминия и по электровыплавке феррохрома. При этом недешевая для обычных потребителей павлодарская электроэнергия дифференцирована по стоимости на 10,2 тенге для населения и 15,6 тенге для юридических лиц.
Есть и гораздо более раздвинутые вилки. Так, в ЮКО средний тариф 18,3 тенге/кВт-час разбит на 14,0 тенге для физических и 24,3 тенге для юридических лиц. В Актюбинской области при среднем тарифе 15,1 тенге население платит по 9,2 тенге, а юрлица - по 18,4 тенге за кВт-час.
Чемпионом же следует признать Атырау: при среднем тарифе 13,9 тенге/кВт-час с населения берут только 5,3 тенге, с юридических лиц - 18,0 тенге за кВт-час.
Итого фиксируем такие разбежки: тарифы для населения в различных регионах варьируются от 5,3 до 15,5 тенге/кВт-час, то есть до трехкратной разницы. Для малого-среднего бизнеса и других юридических лиц - от 12,9 до 24,3 тенге/кВт-час, то есть с двукратной вилкой. При этом диапазон тарифов для малого бизнеса в среднем в два-три раза выше, чем такой же диапазон для населения.
Итак, выход найден: жители всех городов пишут заявки на заключение договора (оферта называется) с “АтырауЭнергоСату”: хотим кВт-час по 5,3 тенге! А предприниматели всех краев - оферту в “ШыгысЭнергоТрейд”: хотим брать по 12,9 тенге. С приложением цитаты из статьи 3 основного для энергетиков закона, где говорится, что целью государственной энергетической политики является та самая свобода выбора.
И получаем в ответ… нет, ничего не получаем. Потому что на самом деле никакой свободы выбора в рамках действующего так называемого оптового и розничного рынка энергетики нам не обеспечивают и все рядовые потребители прибиты к своим энергоснабжающим организациям, как гвоздями.
Это что касается именно рядовых потребителей. Нерядовые платят немножко подешевле, а иногда очень даже множко дешевле. На сколько - сказать не могу: информация закрыта. Проскакивало, например, что тот самый электролиз алюминия в Павлодаре обходится хозяевам по 3,7 тенге, но официальных сведений мы с вами не найдем.
А из того, что известно, могу сообщить: по приведенным нами публичным тарифам распределяется порядка 20% вырабатываемой в Казахстане электроэнергии, остальная - по закрытым от информационного доступа насчет состава участников, объемов поставок и тарифов договорам.
Вы вправе спросить: как же так? почему энергетики не соблюдают собственный закон? почему в разных концах страны, при том, что вся она опутана проводами ЛЭП, кратно разные тарифы? И это при том, что как минимум половину платы за энергию мы вносим не за ее выработку, а как раз за доставку по сетям. Зачем нам вообще национальная энергосистема, если коммерсанты от энергетики давно разделили ее на тарифные уделы, улусы, графства-княжества и прочие “конфиденциальные суверенитеты”?
И наконец, главный вопрос. В принятом еще в 2015 году президентском Плане нации “Сто конкретных шагов” шаг пятидесятый сформулирован так: “Реорганизация отрасли энергетики. Внедрение модели Единого закупщика. Это позволит сгладить различия в тарифах на электроэнергию между регионами”.
Прошло более трех лет, и где же оно - сглаживание?
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы