Заслуженный пинок
Смелое решение президента по десятикратному снижению подоходного налога для низкооплачиваемых заставляет правительство разгребать завалы на рынке труда
В предыдущем обзоре социальных инициатив президента (см. “Ипотека против девальвации”, “Время” от 8.3.2018 г.) мы определились так: новые условия ипотеки дают хорошие надежды нуждающимся в жилье и при этом ставят сложные задачи перед правительством. Настолько сложные, что оно в нынешнем составе с ними вряд ли справится.
Примерно так же получается и со снижением в десять раз подоходного налога на низкооплачиваемых. Принятое президентом политическое решение выглядит своевременным и даже изящным, и оно же при ближайшем рассмотрении, как прожектором, высвечивает все те завалы и провалы на рынке труда, с которыми правительству теперь придется долго и трудно разбираться.
Напомним, что снижение индивидуального подоходного налога с 10 до 1 процента коснется тех, у кого зарплата менее 25 минимальных расчетных показателей, а при МРП на нынешний год 2405 тенге это будет менее 60 тысяч 125 тенге. Причем при исчислении налогооблагаемой суммы из реальной получки вычитают минимальную величину заработной платы, которая на 2018 год утверждена размером 28 284 тенге. Итого подоходный налог, допустим, с 60 тысяч тенге до этого составлял 3171 тенге, теперь же будет всего 317 тенге. Конечно, получать на руки дополнительно 2854 тысячи тенге в месяц - это не так много, но человеку с окладом в 60 тысяч и такая мелочь приятна.
Другое дело, спросим мы правительство, можно ли вообще прожить на 60 тысяч тенге в месяц, даже вообще неналогооблагаемые? Вопрос, конечно, риторический, но назревший. Если бы у нас в стране были благодатные места, где круглый год люди ходили бы в набедренных повязках и удовлетворялись чашечкой риса с ложечкой пальмового масла в день, тогда конечно. А в нашем климате на одно только питание надо бы положить те же тысяч шестьдесят как минимум. Опять-таки, подними правительство величину МЗП до этих шестидесяти тысяч - не пришлось бы президенту предлагать радикальное снижение подоходного налога сразу с двух миллионов низкооплачиваемых работников, а бухгалтериям не нервничать, тратя время на расчет налога в две-три сотни тенге.
Для справки: в России утвержденный на 2018 год минимальный размер заработной платы - 9489 рублей, и по нынешнему курсу это как раз 54 тыс. тенге. Вполне можно было бы хоть в этом опередить северного соседа и сделать 60 тысяч - у нас цены и климат схожие, зато ветер явно сильнее.
Кстати, насчет двух, по словам премьера Бакытжана САГИНТАЕВА, миллионов работников, подпадающих под радикальное налоговое послабление. Сколько вообще людей получают 60 и менее тысяч тенге, в статотчетности найти не удалось, но зато там есть данные насчет общей списочной численности наемных работников в Казахстане. И здесь так: по штатам - 5,7 млн., по факту - 5,5 млн. человек. Слово же “списочная” соответствует предприятиям и организациям, имеющим кадровый и бухгалтерский учет и, соответственно, выплачивающим налоги. А кто вне этих штатов, с того и налогов никаких. И отсюда вытекают сразу два вопроса к правительству.
Если премьер не вводит нас в заблуждение, то из пяти с половиной состоящих на легальной службе работников два миллиона (едва ли не половина) получают всего по 60 тысяч тенге и менее. Голодом, что ли, их морит работодатель?!
Понятно, откуда двухсоттысячный разрыв в штатной и фактической численности - кто же пойдет на откровенно нищенские ставки? Но не нищенская ли вообще у нас оплата труда?
И второй вопрос: если в нашей громадной по территории, но опасно небольшой по численности населения стране при всего-то 8,9 млн. человек рабочей силы легальное трудоустройство возможно только для пяти с половиной миллионов, не провалило ли правительство самое главное - нормальную работу для казахстанцев?
Отсюда более общий вопрос: как при таком-то количестве самозанятых правительство собирается вводить наконец многократно откладываемое всеобщее декларирование доходов, назначенное теперь на 2020 год?
А чтобы свести все эти вопросы к одному знаменателю, вернемся к инициативе президента, ко второй и самой важной ее половине: перейти постепенно на прогрессивную - чем выше зарплата, тем выше налог - шкалу налогообложения. Вот это действительно будет очень серьезный прорыв в упорядочении рынка труда в Казахстане, если правительство с этим справится. Ведь тут как раз и необходимо будет решать все проблемы в комплексе: и насчет приемлемой прежде всего для самих граждан полной легализации рынка труда, и насчет выстраивания справедливой шкалы налогообложения.
Понятно, что слишком сильно поднять верхнюю планку у нас нереально, но процентов на 30 можно было бы рассчитывать. А вот нижнюю планку вполне можно было бы сохранить на привычных 10 процентах при условии повышения необлагаемой минимальной зарплаты до реального прожиточного уровня - до тех же 60 тысяч тенге, например.
Короче, инициатива президента - это вполне заслуженный стартовый пинок правительству: работайте!
Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы