Деньги из розетки
Выделяемые для поддержки банков 500 млрд. тенге облегчат их проблемы и… наши кошельки
Не все из нас копят доллары и вообще хранят деньги в банках. Но всех волнуют курс тенге и слухи о банковском кризисе. Потому что банковская система - она как скелет для всей экономики да и государственности тоже. Надломится она - потеряется опора всего нашего существования.
Последние общеизвестные события в нашем финансовом хозяйстве заставили экспертную (и не только) общественность сильно напрячься.
Между тем никакой неожиданности типа “как снег на голову” в банковском секторе не случилось, наоборот, в кои-то веки наши монетарные власти предвидели все заранее и успели подготовиться. Так, в озвученном в январе президентском послании сказано, что ключевой задачей является восстановление стимулирующей роли денежно-кредитной политики и привлечение частного капитала в финансирование экономики и что нужна перезагрузка финансового сектора страны. Что необходимо ускорить работу по расчистке балансов банков от “плохих кредитов” и при необходимости обеспечить их докапитализацию со стороны акционеров. А в целях решения проблем нехватки денег в экономике и высоких ставок по кредитам Национальному банку и правительству поручено принять комплекс мер по обеспечению доступного средне- и долгосрочного фондирования в тенге.
Во исполнение чего Национальный банк утвердил к лету программу оздоровления банковского сектора, суть которой - обеспечение банков дополнительной ликвидностью ориентировочно под 4 процента годовых с 15-летним сроком возврата. Объявлено, что на это Нацбанк выделяет 500 млрд. тенге, причем мы бы добавили: для начала, поскольку очень даже не исключено, что придется добавлять и добавлять.
Ну что же, вот вам и долгожданное - не зарубежное, а вполне суверенное фондирование наших банков второго уровня в родной национальной валюте, те самые длинные и дешевые деньги. Чему бы только радоваться, тем более что эти 500 миллиардов тенге Национальному банку… ничего не будут стоить. Поскольку почти вся эта громадная сумма и последующие вливания появятся… из воздуха. Точнее, из электрической розетки - после набора любых необходимых сумм на клавиатуре компьютера.
Не расстраивайтесь и тем более не паникуйте, во всем мире оно всегда так и происходит: дополнительная денежная эмиссия создается фактически из ничего, а пресловутый печатный станок допечатывает потом необходимую наличность.
Другое дело, что пополнение экономики новой ликвидностью все равно должно опираться на ту или иную экономическую реальность, в идеале - на рост производства-потребления товаров-услуг, под который и наращивается их денежное обеспечение. Но так уж к настоящему времени сложилось, что производство главной мировой валюты - доллара опирается на растущий долг собственно США и на всю мировую долговую пирамиду. Оттого-то и нынешний мировой кризис с его пока непредсказуемой, но совершенно неизбежной апокалиптической развязкой.
Что же до нашей собственной национальной эмиссии - она до появления вышеуказанной программы опиралась исключительно на… доллар. Точнее, на его поступление в экономику Казахстана: чем более избыточен внешний платежный баланс, тем большее количество дополнительных тенге через скупку “лишних” долларов эмитирует (в руки сырьевых экспортеров, а уже через них во всю экономику) Национальный банк. Если же поступление долларов в Казахстан меньше, чем их уходит отсюда, то, извините, денежного пополнения экономики нет. Отчего у нас плюсом к общемировому нарастает и наш собственный кризис - кризис внешнеориентированной экономической модели.
Так поддержит ли в такой ситуации наши банки программа их докапитализации за счет не обменно-долларовой, а суверенной тенговой эмиссии Нацбанка?
Для правильного ответа надо правильно сформулировать причину их нынешнего сложного положения. Сама по себе эта причина очевидна -
критическая масса невозвратных кредитов. Причин же возникновения этой самой массы две.
Во-первых, воруют: сами же банки у себя за счет кредитования аффилированных, родственных и по-иному близких лиц. Клановая порука - это наше святое, и как с этим бороться - отдельный разговор.
Во-вторых, это неподъемная стоимость кредитов при отнюдь не процветающей экономике. И многострадальные ипотечники, и производственники, вынужденные брать кредиты даже для пополнения оборотных средств, и рады бы вовремя рассчитываться, да вилка между зашкаливающими процентами и отсутствующими доходами душит.
А вот эта утроенная против нормальных экономик стоимость денег в стране есть уже одна из системных причин банковского кризиса. Национальный банк до начала описываемой нами программы фондирования банков второго уровня не осуществляет вовсе, поддерживая только краткосрочную ликвидность. Причем - и это ключевой момент - стоимость денег даже “на одну ночь” устанавливается заведомо повышенной. Расхожее объяснение: для борьбы с инфляцией. Однако можно объяснить и наоборот: повышенная инфляция у нас формируется среди прочего и из-за поддерживаемой Нацбанком высокой стоимости денег. В любом случае факт налицо: как раз потому, что кредиты в Казахстане стоят в два-три раза дороже, становится выгодным внешнее фондирование наших банков.
Но сейчас, напомним, это самое внешнее фондирование выдохлось, сказываются и мировой, и внутренний кризисы. И как в такой ситуации сработает начинаемая Национальным банком эмиссионная подкачка банковских капиталов?
Если бы такой революционный разворот - начало суверенной кредитной эмиссии - сопровождался комплексным отказом от всей нынешней внешнезависимой монетарной модели: от этих плаваний курса национальной валюты относительно доллара, от периодических девальваций в угоду сырьевым экспортерам, от задранной стоимости кредитования и от поклонения иностранным инвесторам, то это можно было бы только приветствовать.
А просто сама по себе такая 500-миллиардная “подкачка” банков даст эффект заведомо понятный: банки почувствуют облегчение, но временное. А через некоторое время облегчение почувствуем и мы все - облегчение своих кошельков. Потому что не подкрепленная никакой созидательной деятельностью денежная эмиссия Национального банка не сможет дать ничего, кроме раскрутки инфляции: цены побегут вперед, тогда как доходы населения останутся на месте.
Фото с интернет-ресурсов
Пётр СВОИК, фото с интернет-ресурсов, Алматы