Продать что-нибудь ненужное
О действенности депутатских запросов, эффективности госсобственности и неэффективности правительства
Ярослав Гашек, автор “Бравого солдата Швейка”, был не только остроумным публицистом, но и практикующим революционером. Вернувшись из бурлящей после революции и Гражданской войны Советской России в тоже неспокойную Европу, он основал Партию умеренного прогресса в рамках законности, уже своим названием пародирующую буржуазное соглашательство.
Ныне иные времена, и наша Коммунистическая народная партия, несмотря на название и зубодробительную антирыночную и антикапиталистическую риторику в своей программе, ведет себя в мажилисе вполне кротко. Изредка беспокоит министров-капиталистов своими запросами на злободневные, но не сильно опасные темы и никому вреда не приносит.
Так, один активный депутат-коммунист поместил в нашей газете материал (см. “ПИИРова победа”, “Время от 5.10.2017 г.). Публикация Айкына КОНУРОВА получилась действительно острой, хотя он лишь пересказал признания министра по инвестициям и развитию: из 72 введенных по программе индустриализации предприятий только 19 загружены более чем наполовину, для остальных загрузка не превышает 40 процентов, а шесть-семь вообще не удастся запустить. И все! Никаких революционно-марксистских выводов насчет того, что все беды от частной собственности на средства производства, которую давно пора сделать общенародной...
В этом смысле антипод коммунистов - насквозь рыночно-либеральный “Ак жол” - выглядит (если судить по риторике) даже левее “красных”. Так, предвосхищая нынешний бензиновый кризис, Азат ПЕРУАШЕВ со товарищи еще с весны стали докучать правительству требованиями разрешить деятельность разных небольших НПЗ, коих у нас в Казахстане, оказывается, целых 32. Но тут как раз победил государственный протекционизм, в данном случае над всеми тремя базовыми НПЗ, бремя ответственности за которые возложено на госсектор.
Потерпев тогда неудачу, сейчас “Ак жол” зашел с другой стороны - насчет распространения установленной для государственных служащих уголовной ответственности за коррупционные правонарушения на квазигосударственный сектор, то есть на госхолдинги и нацкомпании. В чем мы с ним полностью солидарны. Равно как и в воззваниях к Гепрокуратуре раскрыть суммы, возвращенные из офшоров в ходе легализации. Тем более что и здесь квазигоссектор отнюдь не в стороне.
Еще бы государственным холдингам и национальным компаниям быть в стороне от разного рода способов увода денег, если, по подсчетам той же партии “Ак жол”, их доля составляет более 60 процентов ВВП страны, а объемы закупок в три-пять раз превышают госзакупки. А в таком контексте подарим и левым, и правым парламентариям еще вот такую информацию для следующих депутатских запросов.
Как гора иногда рожает мышь, так вся громада госсектора щедро делится с государственным бюджетом (в данном случае это бюджет на 2017 год) вот такими поступлениями: доходы от государственной собственности - 69,3 млрд. тенге, поступления от аренды госимущества - 37,9 млрд., поступления части чистого дохода госпредприятий - 12,3 млрд., дивиденды на государственные пакеты акций - 9,4 млрд. тенге. А для оценки масштабов сообщим, что в процентах от всей доходной части госбюджета (11 340 млрд. тенге) это соответственно 0,6, 0,3, 0,1 и 0,08 процента. В сумме же вся принадлежащая государству собственность в экономике обогащает бюджет аж на одну целую и четырнадцать сотых процента!
Поневоле закрадывается мысль: при такой-то отдаче, может, действительно распродать все нацхолдинги и госкомпании? Но тут незадача, вскрытая опять-таки в депутатском запросе “Ак жола”. В нем утверждается, что вместо эффекта народного капитализма госсобственность переходит к управленцам. В абсолютном большинстве конкурсов присутствуют 1-2 участника, нередко используется право преимущественной покупки доли в ТОО участником этого же ТОО либо метод прямой адресной продажи. Все чаще применяется приватизация без поступления самих денег, через передачу в управление с последующим выкупом, который затем производится за счет средств самой же организации.
Тогда, может быть, выставить на продажу самое что ни на есть ценное - непосредственно холдинг “Самрук-Казына”? И продать за символическую цену - один тенге, лишь бы отошел в сторонку и не мешал. Сделка явно выгодная - избавимся от ненужного. В самом деле, в каком стратегическом документе мы с вами видели хоть одну конкретную серьезную задачу, адресованную именно “Самрук-Казыне”? Кроме, разумеется, указаний стать компактным и эффективным. И что он такого грандиозного (кроме вытягивания из нацкомпаний денег на EXPO) за все свое существование сотворил?
Однако можно подсказать лево-правым депутатам мишень посерьезнее. Вдумаемся: 60 процентов экономики определяет госсектор, отдача от него явно недостаточна, а у правительства одна забота - распродать бы побольше!
Спрашивается, кто в таком случае приступит наконец к сформулированному президентом приоритету модернизации - “Индустриализация и экономический рост”? Понятно же, что без госсектора это попросту неосуществимо!
Посему, может быть, нам стоит где-нибудь прикупить дельное правительство, а нынешнее выставить на продажу? Хотя, подозреваю, за такое безнадежное “бэу” хорошей цены заломить не удастся...
Пётр СВОИК, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы