Бензин - вверх, тенге - вниз
Чем опасно раскачивание такого маятника
Две нехорошие новости более других тревожат СМИ и население все последние дни. Первая - вдруг обозначившийся дефицит бензина, да еще на фоне неуклонно поднимающихся до российского уровня цен на него. И вторая - дальнейшее пугающее снижение, опять-таки по сравнению с Россией, курса национальной валюты. Не успели мы (см. “Взрослые шалости с огнем”, “Время” от 28.9.2017 г.) раскрыть причины, по которым курс тенге от традиционного соотношения 5 к 1 рублю сполз уже до небывалых 5,9, как последовало новое “достижение”: стоимость наших денег опустилась до 345 к доллару и ровно до 6 к 1 рублю.
Обе проблемы разбирались на высшем уровне. Причинами нехватки бензина объявлены плановые остановки НПЗ, происходящие ежегодно и всегда неожиданно, как приход зимы. А по девальвации добровольным громоотводом выступил председатель Нацбанка Данияр АКИШЕВ, наговоривший много вкусного для злых журналистов. Начиная с утверждения, что причиной инфляции становятся ожидания населения и предприятий, которые даже при отсутствии объективных факторов могут двигать цены вверх. Вроде как утопление утопающих есть дело рук самих утопающих.
Но мы согласимся с председателем: так оно и есть. Цены - это не какая-то неодушевленная материя и не пришельцы с другой планеты, это нормальная реакция людей - производителей промышленной продукции, продавцов и покупателей готовых товаров на окружающую их экономическую действительность. Реакция, замешанная на том, что было в предыдущие месяцы и чего люди ожидают дальше, на что они надеются и чего боятся. Но именно поэтому как минимум три четверти вины за девальвационные настроения, толкающие цены вверх, Национальному банку, толкающему тенге вниз, полагается взять на себя. И только одну четверть - так и быть! - регулятор может повесить на нервничающих продавцов-покупателей и предрекающих дальнейшую девальвацию нехороших экспертов.
И вообще, Данияр Талгатович, надо бы поаккуратнее с поисками тех, кто мешает Национальному банку понижать цены! К примеру, с тезисом, что в росте цен фундаментально виноваты пенсионеры и бюджетники, потому что за 2016 год пенсии и пособия выросли на 16%, расходы на заработную плату из госбюджета - на 18% при инфляции по итогам 2016 года в размере всего 8,5%. Ваши специалисты вас явно подвели.
Вот данные из отчетности самого Нацбанка: за январь - август 2017-го номинальная заработная плата увеличилась на 2,8%, а реальная зарплата уменьшилась на 4,4%. Реальный денежный доход в июле 2017-го показал снижение на 5,4%. Выходит, казахстанцы, по вашим же данным, никак не могут толкать цены вверх, потому что в массе своей становятся беднее. А пенсионеры, врачи-учителя и рядовые госслужащие вообще получают копейки - стыдно прятаться за них, с огнем играете!
Теперь разъясним кое-что насчет бензина - поважнее остановок НПЗ. Включая общие причины роста цен и девальвации тенге, почему мы и рассматриваем все вместе.
Так вот, стоимость российского бензина, до которой все растет и растет наша горючка, на самом деле… меньше. Россия все-таки сохранила нефтяной суверенитет и правильную структуру внутри отрасли, ее НПЗ встроены в вертикаль “от скважины до бензоколонки”, и это оптимизирует затраты. Плюс уже все российские НПЗ прошли модернизацию, стали экономичнее и производительнее и вполне способны полностью обеспечивать ГСМ европейского качества как собственный рынок, так и соседние.
А почему там все же дороже? Посмотрите на примерную структуру конечной цены на бензин в РФ: сырая нефть - 6%, переработка и транспорт - 22%, прибыль оптовиков - 17%, розница - 2%. А большая часть - 53% - это налоги и сборы.
У нас же - при отсутствующих-то границах! - налоговая система совершенно иная и с гораздо меньшей долей. В России стоимость более половины бензобака “заливается” в бюджет, у нас - в частные карманы. Плюс наши НПЗ оторваны от месторождений, а их модернизация, предусмотренная программой ФИИР еще 2009 года, с полным обеспечением рынка к 2014-му, до сих пор обещается. Потому что - и это ключевая объясняющая все причина! - работать на внутренний рынок нашим нефтяникам попросту невыгодно: так специально выстроена вся схема, начиная с офшорно-трансфертных цен и возврата НДС экспортерам.
Во всем мире (взгляните еще раз на структуру цены) выгодны именно нефтепереработка и сбыт ГСМ, у нас же все наоборот. Почему? Потому что наше родное правительство - это правительство внешнего управления: оно работает на вывозной интерес и само в этот интерес вставлено.
Точно так же и наш Национальный банк - он тоже орган внешнего монетарного управления, настроенный на то, чтобы в стране не было дешевого производственного кредита и национального инвестиционного ресурса. Не случайно руководство регулятора даже не заикается о задаче своего собственного участия в обеспечении экономического роста - которую, к слову, поставил президент. А поскольку эту правду прямо признавать нельзя, постольку приходится рассказывать о роскошествующих пенсионерах и вздувающих цены бюджетниках.
Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы