А в сторонке мы и сами постоять горазды
Должный порядок в управлении многодомовым жилком-хозовским хозяйством невозможен без участия государства
Ну вот теперь уже и голос Министерства по инвестициям и развитию (МИР) послышался в общем хоре предложений, как нам упорядочить систему управления многоквартирными жилыми домами (МЖД). Вице-министр Тимур ТОКТАБАЕВ, представляя законопроект по внесению изменений и дополнений в жилищное законодательство, признал: в стране отсутствуют четко определенные механизмы взаимодействия собственников квартир и органов управления, что влияет на техническое состояние жилого фонда и создает конфликтные ситуации. И огласил ключевую формулу: один МЖД - одно объединение собственников квартир - один финансовый счет. Кроме того, по его словам, следует создать условия для развития сервисной деятельности по содержанию многоэтажек путем регламентации деятельности субъектов сервисной сферы.
То есть высокий чин МИРа повторил то, что мы с вами в статье “КСК: опасная полуреформа” (см. “Время” от 19.8.2017 г.) частично поддержали, частично раскритиковали. Кстати, то наше выступление не осталось незамеченным в “КазЦентре ЖКХ”: на него отреагировал мой старый хороший знакомый Борис ПАРСЕГОВ, долгое время занимавший руководящие посты на госслужбе, а ныне выступивший в качестве уже почти общественном - советника председателя правления АО “КазЦентр ЖКХ” (см. “Жильцы должны взять власть в свои руки”, “Время” от 13.9.2017 г.).
Но прежде чем продолжить спор, полезно пояснить: в составе представившего коммунальные новации Мининвестразвития находится комитет по делам строительства и ЖКХ, а упомянутое нами АО есть фактический разработчик этих самых новаторских предложений.
Теперь по сути. Уже хорошо хотя бы то, что в правительстве поняли: переходить к системе дом - кондоминиум - КСК необходимо. С чем мы совершенно согласны (еще бы не соглашаться, если я твержу об этом уже лет 15!). С чем же не согласны - это с нежеланием властей брать на себя ответственность за реформу, с желанием отделаться только поправками в законодательство и лукаво-детским расчетом постоять в сторонке, наблюдая, как все необходимые для надежной деятельности новоявленных КСК-кондоминиумов сервисы прямо-таки сами собой вырастут на рыночном поле.
Еще раз обозначим свою позицию: мы стоим на том, что без возвращения государства в управление городским жилым фондом ничего не получится. И это возвращение может и должно быть осуществлено через создание на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) управляющих компаний в масштабе городских микрорайонов. Только так можно будет сконцентрировать квалифицированные кадры, уборочную, ремонтную и прочую технику, сэкономить целевые взносы жильцов.
И вообще, целесообразность той или иной структуры определяется задачами, которые необходимо решать. А разве есть такая необходимость (при условии регистрации в каждом доме кондоминиума и создании органа управления - КСК) содержать при каждом МЖД не только председателя кооператива, но и кассира, и бухгалтера, и своих дворников с сантехниками, тем самым распыляя финресурсы? Не лучше ли собрать все это плюс юристов и экономистов для общения с поставщиками услуг в управляющих компаниях? Это - раз.
Теперь два: а кто вообще будет создавать (организовывать, регистрировать, учить людей, убеждать) требуемые КСК-кондоминиумы? В Казахстане, по данным того же вице-министра Токтабаева, более 78 тысяч МЖД, а органов управления - тех самых клятых многодомных КСК - всего 13 тысяч. Итого для реформы требуется как минимум 70 тысяч агитаций, сборов подписей, проведенных собраний - кому, как не управляющим компаниям, под силу такая задача?
И скажите наконец: когда мы приступим к раздельному сбору и переработке бытовых отходов? Или будем дожидаться, когда это само собой вырастет из конкурентной предпринимательской среды? Загнем третий палец, но и он еще не последний и даже не главный.
Есть еще такая важнейшая задача, как перевод платежных отношений потребителей и поставщиков услуг электро-, тепло-, газо-, водоснабжения с поквартирного на подомовой формат. Поясню важность этого таким примером: представьте, что в магазин каждый покупатель ходит со своими весами. Абсурд, правда? Всегда и везде измерение товаров и услуг осуществляет продавец-поставщик, а не покупатель, и это нормальная практика. За исключением сферы ЖКХ & КСК, где все наоборот. И именно из-за отсутствия подомовых договорных отношений, начиная с соответствующего приборного учета. Который наши власти пытаются внедрить где-то уже лет десять, и с таким успехом, что и до 2050 года не управятся. Опять же и эту задачу можно будет реально решить, если включить в процесс управляющие компании.
Можно еще и еще загибать пальцы, перечисляя накопившиеся в ЖКХ задачи, решение которых возможно только при появлении такого института, как ГЧП и его инструмента - территориальных управляющих компаний.
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы