3244

ОСМС в зеркале ЕНПФ

На наших взносах в фонд страховой медицины в стране вырастет новая распределительная бюрократия

Заголовок “Торопиться не надо” (см. “Время” от 2.8.2017 г.) отражает суть дебатов вокруг обязательного медицинского страхования. И вообще, похоже, весь мир сейчас вертится на этой оси. Существует ведь объяс-нение, что самые головокружительные перипетии в противостоянии США - Россия и вокруг самого Дональда ТРАМПА сводятся к внутриамериканской тематике. Которая, в свою очередь, нанизана на попытку заменить с таким трудом внедренную предыдущим президентом программу Obamacare на новую медицинскую реформу.

Вот и у нас при всех спорах вокруг создания ОСМС (прошли даже - уникальный случай! - дебаты на “Хабаре”) фонд обязательного медицинского страхования начал наполняться живыми деньгами казахстанцев.
И совпало это как раз с двадцатилетием накопительной пенсионной реформы, у которой так много параллелей с нынешней медицинской, что мы вполне можем заглянуть в будущее ОСМС через зеркало ЕНПФ.
По существу, это одно и то же - принудительное со стороны государства страхование на случай попадания в больницу, что чаще или реже случается почти со всеми, и на случай прихода старости, что гарантировано каждому, кого врачи не залечили смолоду.
Одинакова и финансовая основа: обязательные отчисления от заработка самого страхуемого и от фонда зарплаты его работодателя. Самое же главное совпадение - это не местное изобретение, а зараза, привнесенная извне. Соответственно, и у накопительной пенсионной системы, и у обязательного медицинского страхования в нашем отечестве нет пророков-авторов - только одни исполнители. Так было двадцать лет назад, так есть и сейчас.
И вот еще что важно понимать: в основе обоих внешних добрых советов не только и не столько собственно технологии рыночного финансирования медицины и выплаты пенсий, практикуемые на Западе, сколько демонтаж советских методов и принципов. Замена солидарного - как бы всем колхозом - принципа на принцип индивидуального накопительства есть не только финансовый, но и мировоззренческий базис: приученный к этому человек принадлежит уже другому миру.
Собственно, и пенсионную, и медицинскую индивидуализированные системы пытались запустить вместе еще двадцать лет назад, но тогдашнюю первую версию ОСМС (ФОМС) элементарно разворовали. Теперь так, конечно, уже не получится. Но, чтобы получилось не хуже, чем в странах, откуда идут к нам прогрессивные пенсионно-медицинские рецепты, надо иметь в виду: зарплаты казахстанцев должны быть высокими - раза в полтора-два выше, чем сейчас. Еще они должны быть легальными - при минимуме серых и черных схем. И никакой самозанятости!
Еще одно важное условие: в стране должен быть собственный рынок ценных бумаг с достаточным набором инструментов. Хотя... если честно, никакое это не обязательное условие, элементарным рыночным законам оно, скорее, противоречит, чем соответствует и входит в обязательный набор на самом деле от обратного. А именно: развивающаяся экономика ни в коем случае не должна иметь собственной системы инвестирования, а длинные и дешевые пенсионные накопления как раз и могут составить ее основу. Поэтому не только в иностранных консалтинговых компаниях, присматривающих за нашим правительством, но и в нем самом, а также в отечественной экспертной среде и бизнесе мы найдем массу статусных специалистов, убедительно доказывающих: пенсионные средства можно вкладывать в какой-нибудь азербайджанский банк, на худой конец - в терпящий неприятности местный, но только не непосредственно в реальное производство!
И вывод от обратного: коль скоро с казахскими ценными бумагами напряженка, давайте вкладываться в государственный бюджетный долг и в заграницу!
Все это повторится и в ОСМС. И хотя в отличие от ЕНПФ взносы там не будут накапливаться годами и станут расходиться гораздо быстрее - их доходность на фоне инфляции тоже будет хронически отрицательной.
Повторится, причем в усиленном варианте, и социальное расслоение между имеющими официальную работу и самозанятыми. Будет так: примерно четверть всех трудоспособных сможет делать постоянные и достаточные для оплачиваемого лечения взносы, у половины взрослых казахстанцев будет набегать ни то ни се, и для них придется поддерживать бесплатное медобслуживание, а оставшаяся четверть останется вовсе без страховки - для них некоммерческая медицина вообще безальтернативна.
Кроме всего прочего новация с ОСМС - это дополнительный налог на зарплату, загоняющий и без того невеликую легальную часть большинства казахстанских зарплат в тень.
Нет, что-то, конечно, удастся собирать. И вот в чем уж точно можно не сомневаться, так в том, что на эти деньги весьма неплохо заживет надстроечная над медициной распределительная бюрократия со всеми неизбежными откатами и распилами. Кое-что, конечно, достанется и медикам, но вряд ли слишком много.
И в заключение: коль скоро не правительство это придумало, то не в его силах и отменить запущенную реформу. В данном политическом цикле, по крайней мере. Поэтому пока всем нам остается только расслабиться, хотя и без получения удовольствия.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть