4052

Приватизируй ЭТО!

Прилично ли продавать аэропорт, названный именем Нурсултана Назарбаева?

В материале “Такая корова нужна… никому” от 28 июня мы с вами отреагировали на случившийся на заседании правительства спор между главами Минфина и “Самрук-Казыны”, в подоплеке которого предстоящая приватизация супергосхолдинга. А теперь по порядку, нам надо отозваться на уже целевое заседание правительства, непосредственно посвященное исполнению комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы.

Само заседание прошло замечательно неинтересно: министры экономики, финансов, затем главы “Самрук-Казыны”, “Байтерека” и “КазАгро” по очереди доложили о принятых мерах по ускорению продажи госсобственности с общим выводом о выходе на успешное выполнение всего приватизационного плана. Хорошо, скукоту разогнал вице-министр финансов Берик ШОЛПАНКУЛОВ, прокомментировавший на пресс-конференции по итогам правительственного заседания некоторую отсрочку сроков приватизации.
Оба приведенных им примера просто потрясающи! Во-первых, это аэропорт Астаны. С его приватизацией не торопились, пока не был построен новый терминал, с вводом которого продажная цена теперь вырастет. Во-вторых, это “Казатомпром”: ожидается, что стоимость добываемой им продукции будет расти - соответственно повысится и стоимость компании, а потому есть смысл дождаться пиковой цены на рынке.
Вдумаемся: столичный
аэропорт (да еще срочно-шикарно достроенный к открытию ЭКСПО) - это лишь во вторую очередь объект для извлечения прибыли, в первую же очередь - это лицо столицы и воздушные ворота всей страны, визитная карточка государства Казахстан. К тому же главная воздушная гавань Казахстана недавно получила имя, да какое! Аэропорт Нурсултан Назарбаев. Идея продажи такого объекта - сама по себе двусмысленна, не говоря уже о том, что самая замечательная цена и близко не покроет всего, что вложено государством.
Теперь насчет “Казатомпрома” (КАП). В его истории уже был период, когда мировые цены на уран долго и неуклонно поднимались вместе с расцветом компании. Из лежащего на боку обрубка союзного атомно-энергетического комплекса “Каз­атомпром” превратился в один из флагманов национальной экономики. Имея в 1997 году лишь одну пятую от добычи в последний год существования СССР, он увеличил ее в шесть с лишним раз! Правда, стал при этом исключительно сырьедобывающей и стопроцентно вывозящей добытое сырье компанией. Руководитель КАП тех времен выдвинул лозунг “Месторож­дения - в обмен на технологии!”, реализованный ровно наполовину: половина рудников отошла иностранцам - технологий же не прибавилось никаких. Наоборот, как раз высокотехнологичная часть - производство топливных таблеток на УМЗ - лишилась российских поставок и заглохла. Сейчас КАП - это астанинская надстройка над МАЭК с несколькими еще непроданными рудниками и массой СП с “многовекторным” иностранным участием. Куда дальше-то приватизировать?
И главное - зачем? Впрочем, этот вопрос не только атомпромовский. Он прямо-таки криком кричит при взгляде на почти любой готовящийся к продаже топ-объект. Если же мы попробуем найти смысл приватизации в программных документах правительства, то удивимся еще больше, обнаружив, что никакого смысла там нет.
Основополагающий План нации “100 шагов” вообще не предусматривает ни одного приватизационного шага. Там есть шаги по повышению эффективности и сокращению аппарата как раз правительства, по повышению качества государственного управления, по планированию и отчетности по конкретным результатам, но вот про “Самрук-Казыну” и другие госхолдинги ни слова, хотя косвенных задач для них масса. Это шаги по привлечению не менее десяти транснациональных корпораций в перерабатывающий сектор, созданию в приоритетных секторах экономики совместных предприятий с “якорными инвесторами” на транспорте, в туризме, машиностроении, энергосбережении, мясном, молочном и иных производствах - кому как ни квазигоссектору этим озадачиться?
Однако получилось наоборот: стратегия “100 шагов” была оглашена в мае 2015 года, а в декабре правительство уже вдогонку приняло план приватизации с очень простым критерием: продаются объекты с балансовой стоимостью более 2,5 млн. месячных расчетных показателей. А как “похудение” госхолдингов поможет привлечению тех самых “якорных инвесторов” и много ли их к середине 2017 года уже привлечено, сколько и кем совместных предприятий организовано - все эти вопросы повисают в воздухе.
Как и шаг 66-й: создание авиа-ционного хаба под Алматы со строительством нового аэропорта международного класса - тоже за государственные средства. А потом куда его? На продажу?
Самый же интересный, но никак не исполняемый правительством шаг номер 88 - насчет Общества всеобщего труда. Министерство труда и соцзащиты упражняется сейчас в переписывании статистики “самозанятости” в “продуктивную занятость”, но вопрос, кто на самом деле будет создавать недостающие 2,5-3,0 миллиона новых легальных рабочих мест, никто не отменял...
Очевидно, что вопрос “зачем?” сегодня актуален и универсален. В самом деле, зачем те же госхолдинги почти без отдачи потребляют немереные средства из бюджета и Национального фонда, без пользы держат на депозитах гигантскую ликвидность, вынуждая Национальный банк зачищать денежный рынок, заодно завышая и без того заоблачную стоимость кредитования?
Но главное “зачем?” все же не квазигосхолдингам, а их родительскому акционеру - правительству. Самое простое спросить: зачем правительство пытается распродавать госсобственность? Но есть и более засыпочный вопрос: а зачем вообще нужен квазигоссектор? Судя по долям в экономике и по концентрации управления, это структуры для свершения великих дел. Судя по результатам - для проедания текущих ресурсов и производства руководящего бла-бла-бла.
А коль скоро родное правительство не знает, как дать ума госсектору - тут как тут иностранные консультанты вкупе с местными экспертами. Их идея по-ленински проста: продать и поделить!
А после этого... После этого можно констатировать окончательное превращение родного правительства в “стол заказов” вчерашних флагманов нацэкономики. Который не заставит работать на инновационное социально-экономическое развитие страны ни одна из многочисленных программ такого развития.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть