От Москвы до самых до Аксаев
Как выглядит казахстанский рынок жилья на фоне собянинской реновации
Поскольку у нас с Россией телевидение общее, постольку и дела тамошние мы воспринимаем как свои. Вот затеяли в Москве пустить под снос все панельные хрущобы - и мы сразу же примериваем соседскую ситуацию к своим микрорайонам, причем с теми же примерно чувствами, что и вся прочая Россия (хотя самим ничего такого не светит). Вопрос, почему в Первопрестольной затеяли переселить более миллиона москвичей, весьма интригующий.
В целом понятно: нового жилья понастроено много больше, чем возможности покупателей, рынок затоварен, на нем нужен какой-то прорыв. Таким прорывом и задуман снос хрущевских пятиэтажек: на освобождающихся землях удастся возвести в разы больше жилых этажей и дорогих квадратных метров, а вброс из богатого московского бюджета позволит выкупить для переселяемых уже построенное жилье и даст строительному рынку новые обороты.
Но Москва не Россия, и сомневаюсь, что из затеи мэра Сергея СОБЯНИНА получится что-то однозначно путное. Если переселение пройдет исключительно гладко, обитатели панелек в других городах вряд ли порадуются за столичных счастливцев, скорее, обидятся за себя. Людям же, как известно, не угодишь, поэтому сами москвичи тоже не в эйфории, а в тревогах - будут требовать для себя лучшие условия, переселение станет все более невыгодным для девелоперов, потому проект рискует потихоньку сойти на нет.
Впрочем, это их проблемы. Для казахстанцев же это повод задаться вопросом, как с жильем у нас. Ответ вы знаете - в целом не так уж плохо. Да, цены на новое жилье и у нас заоблачные - в среднем по Казахстану 250 тысяч тенге за квадрат. А в Алматы, например, в апреле в среднем выходило по 341,5 тыс. тенге. И если взять среднестатистического работающего казахстанца, то, чтобы приобрести однокомнатную квартиру в 32 кв. метра, ему потребуется откладывать 30% своей зарплаты в течение более 14 лет - многовато, конечно. Впрочем, при советской власти в среднем примерно столько же и приходилось стоять в очереди на бесплатно выделяемую государством квартиру.
Ускорить покупку можно через ипотеку, и хотя проценты за кредит довольно разорительны, существуют льготные линии - в сотрудничестве с застройщиками и жилищными кооперативами, с меньшим первоначальным взносом и с меньшей эффективной ставкой. Одним словом, люди приспосабливаются ко всему, включая переход от социализма к капитализму, а потому обзаведение жильем в Казахстане, несмотря ни на что, продолжается.
Для иллюстрации я построил график - весьма любопытный, по-моему, отражающий все политические и экономические перипетии нашей истории (см. график).
В Казахской ССР вводилось примерно по 7 млн. кв. метров жилья в год, а после событий 1986 года, прихода Геннадия КОЛБИНА и принятия программы “Жилье-91” ввод на пике 1998 года удалось поднять до 8,8 млн. кв. метров. Но тогда уже вовсю шла перестройка, экономика катилась вниз, причем темп задавало падение как раз строительства. И в результате к 1999 году мы докатились до антирекорда - всего 1,1 млн. кв. метров.
Далее, вслед за ростом нефтяных цен, начало подниматься и строительство, как раз к излету тучных лет мы добрались до темпов советского периода, хотя до колбинских рекордов было еще далеко. Кризис 2007-2008 годов чуть подкосил, но, заметьте, как раз в последнюю пару лет строительство обрело второе дыхание. В 2015 году мы вышли наконец на объемы Геннадия Васильевича, а в прошлом году поставили уже свой, суверенный рекорд - 10,5 млн. кв. метров.
Еще немного любопытной статистики.
В отдельных домах сейчас проживают 40,8% казахстанцев, в отдельных квартирах - 53%, остальные довольствуются отдельными комнатами. А вот в чем мы заметно ушли от советского времени - стали жить чуть просторнее. Почти половина (49,3%) населения живет в домах и квартирах, где на человека приходится от 20 кв. метров и более, другая многочисленная группа (29,8%) умещается на 13-20 кв. метрах, от 13 до 9 квадратов приходится на 14,9% казахстанцев, и только 6% соотечественников теснятся на площадях менее 9 кв. метров на человека.
Теперь что касается удобств: ванны имеют 77,9% горожан и 11,6% селян, туалеты с центральной канализацией - соответственно 78,5 и 7,1%. То есть здесь еще наверстывать и наверстывать.
И вообще, если посмотреть правде в глаза, то как был в Казахстане портящий настроение людям квартирный вопрос, так и остался. Большинство наших сограждан хотело бы улучшить свои жилищные условия, но до цен не дотянуться. И здесь нужен государственный прорывной проект, выстроенный не на коммерческой, а на социальной сущности массового жилищного строительства.
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы