13679

Есть ли жизнь после EXPO?

Меньше месяца осталось до начала грандиозного события - международной специализированной выставки EXPO-2017 в Астане. Пройдет она всего за три месяца, и уже осенью Казахстан окунется в поствыставочный период. О том, что будет потом в EXPO-городке, говорилось не раз. По поручению главы государства здесь планируется создать международный финансовый центр “Астана”, международный центр развития “зеленых” технологий и IT-центр. Основой этих институтов станет то наследие, которое останется после выставки.

о международному финцентру “Астана” более-менее все ясно - он будет заниматься привлечением инвестиций в столицу и в страну в целом. Понятно также и по центру развития “зеленых” технологий, о нем мы недавно писали (см.”Силиконовая долина в Казахстане: ожидания и реальность” “Время” от 20.4.2017 г.)
А теперь мы попытались разобраться, что из себя будет представлять IT-центр.
В мире подобных технопарков много, и появляются они как грибы после дождя. Если посмотреть на карту мира, то первой на ум приходит так называемая Силиконовая долина - территория, расположенная на полуострове Сан-Франциско в Калифорнии, США. Это целая экономическая зона, основу которой положил в свое время индустриальный парк Стэнфордского университета. Сейчас это символ мирового научно-технического прогресса, мировая столица микроэлектроники, цитадель компьютерной революции, прикладных исследований и колоссальных источников прибыли, родина всемирно известных компаний Intel, AMD, Oracle, Apple, Cisco, Yahoo!, eBay.
Япония в свое время тоже взяла на вооружение принцип создания подобной зоны и на острове Кюсю создала так называемый Кремниевый остров, где до сих пор развиваются электроника и полупроводниковые технологии.
Затем Дания вместе с южной Швецией образовали новое, неофициальное государство, которое нарекли Медиконовой долиной.
Сегодня это самый мощный в Европе кластер, где сосредоточены научные лаборатории, коммерческие структуры, промышленные предприятия, имеющие отношение к биомедицинским технологиям. Всего же в долине сегодня 7 научных парков, куда в общей сложности входят около 300 различных компаний, 14 университетов, 26 клиник. Здесь проживают более трех миллионов человек, из которых 41 тысяча работает в сфере наук о жизни, 5 тысяч профессиональных ученых, 150 тысяч студентов.
Швейцарский город Базель стал привлекательным местом размещения биотехнологических, фармакологических и химических предприятий как из Швейцарии, так и со всего мира. Химическая, фармацевтическая и биотехнологическая промышленность стала оплотом экономики страны.
В конце 2007 года отрасль насчитывала 220 предприятий, на которых работали более 14 тысяч человек.
ранция в развитии технологий тоже далеко ушла. Инновационные центры созданы в пригороде Парижа и Гренобле. Возле столицы расположен биопарк Генополь. Специализация - геномные и постгеномные исследования, биотерапия, биофизика, биохимия, биофармацевтика и био­математика.
Там работают 900 научных работников, 400 преподавателей в университете. Именно в этом технополисе проводится работа по расшифровке генома. В другой части Парижа расположен Национальный центр секвенирования и генотипирования, единственное во Франции учреждение, участвующее в программе “Геном человека”. Непосредственно в Генополе базируется 20 академических лабораторий, включая три национального масштаба; 67 биотехнологических компаний.
А в Гренобле развивают микро- и наноэлектронику, высокоемкую цифровую память, различного рода микромоторы, сенсоры и микрозеркала, оптоволоконные системы. Так и назвали тот центр инноваций - MINATEC - микро- и нанотехнологии. Только здесь есть одна важная особенность. Это организационная форма. MINATEC - это не единое юридическое лицо, центр никого не берет на работу и никому не платит зарплату. Это добровольное объединение под единым брендом, которым руководит единый оператор - Комиссариат по атомной энергии. Субъекты MINATEC объединили оборудование в совместное пользование. При этом технопарк очень компактный и занимает площадь всего в несколько тысяч квадратных метров.
о, пожалуй, быстрее всех идет развитие в “Кремниевой долине Китая” - Чжунгуаньцуне. Это базовый инновационный центр КНР. В свое время там начинали свои изыскательские работы ведущие вузы страны, затем это переросло в прикладную науку, позже в создание электронной техники. Сейчас это целый конгломерат, где сосредоточены научно-технические силы, умственные таланты, кадры и информационные ресурсы Пекина. Но на этом власти Поднебесной не остановились. Сейчас вокруг столицы работают несколько подобных центров, где также изучают современные технологии. Особенность и уникальность опыта Китая заключаются еще и в том, что многие мировые производители, в том числе американские, в свое время передислоцировали свои основные предприятия в эту страну. В основном по причине низкой себестоимости производства, хорошего инвестклимата и скорости работы местного населения. В Чжунгуаньцуне 23 транснациональные корпорации открыли свои филиалы, 4 из 10 мировых компаний программного обеспечения создали здесь свои центры исследования и освоения, 43 из 500 наиболее крупных мировых предприятий имеют свои филиалы. При этом за последние годы Китай нарастил свой потенциал цифровых технологий. Чего стоит только одна компания Alibaba.
Вторая по численности в мире нация тоже не сидит на месте. В индийском городе Бангалоре есть своя “Силиконовая долина”. Здесь сосредоточено большое количество высокотехнологичных производств и работают ведущие IТ-компании страны и мира. С начала 2001 года в Бангалоре открыли свои представительства 230 международных корпораций. Сюда перенесли свои научные центры Sun Microsystems, Intel, Cisco, исследовательский центр компании Google и Microsoft.
Крупные инновационные центры расположены также в Германии, Великобритании и Италии. Активно развивает инновации и Бразилия. Есть и Сколково в России.
ловом, смотришь на эти технологические и экономические чудеса и просто зависть берет. Хотя опыт создания подобного технопарка есть и у нас. Только казахстанская версия “Силиконовой долины” оказалась жалкой пиратской копией. Так, по крайней мере, считают сами специалисты в этой отрасли. На этот счет интересно мнение президента Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлана ИСИНА:
- Глава государства поручил создать международный стартап-центр информационных технологий. К слову, сегодня все страны развивают данное направление, обучая молодежь.
После EXPO-2017 освободятся огромные площади, поэтому вполне логично создать такой хаб на базе международного финансового центра “Астана”. Казахстану нужно также создать условия для зарубежных IT-специалистов, которые захотят продвигать в нашей стране свои стартап-проекты. Мы просили правительство о том, чтобы на базе выставочного центра расположились действующие IT-компании - разработчики программного обеспечения, потому что считаем, что это даст хороший синергетический эффект. К сожалению, в существующем в Алматы парке инновационных технологий “Алатау” не смогли объединить под одной крышей IT-компании, учебные заведения. Кроме того, в этом технопарке слабая обеспеченность инфраструктурой, то есть нет условий для расширения, развития компаний. Ни одну идею не довели до ума. Курированием “Алатау” занималось Министерство по инвестициям и развитию, где практически нет IT-специалистов, то есть это ведомство далеко от IT-технологий. Вот вам и ответ. Пример с ПИТ “Алатау” наглядно демонстрирует системную проблему, которая тормозит развитие собственных информационных технологий в Казахстане. Поэтому при создании IT-центра на базе EXPO нужно учесть все эти ошибки. Политическая воля со стороны президента и правительства есть, теперь все будет зависеть от людей, которые возглавят этот проект. Если говорить о стадии его готовности, отмечу, что сейчас АО “Национальный инфокоммуникационный холдинг “Зерде”, который объединяет ряд государственных IT-предприятий и подчинен Министерству информации и коммуникаций, готовит нормативные документы, план мероприятий по организации этого IT-центра.
Впрочем, другой эксперт, знающий конкурентные преимущества Казахстана не понаслышке и в свое время даже принимавший участие в разработке государственной программы индустриального развития, не так пессимистичен. Президент компании стратегического консалтинга Strategy Partners Group Александр ИДРИСОВ считает, что это правильное решение:
- Не нужно думать, что если у нас раньше не получалось, то и не стоит браться за это заново. В Казахстане всегда так: сначала не получается, но потом все встает на свои рельсы. Нужно пробовать, искать новые возможности в IT-секторе. У вас хорошая образовательная система - Назарбаев Университет, который выпускает подготовленных специалистов. Казахстану нужно стремиться завоевывать и российский рынок, тем более что границы открыты.
е менее интересна мысль и еще одного казахстанского эксперта. Президент Казахской академии инфокоммуникаций, заведующий кафедрой радиотехники, электроники и телекоммуникаций Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева Шахмаран СЕИЛОВ считает, что для начала в этом создаваемом IT-цент­ре неплохо бы научиться делать трансферты технологий, иными словами, по-хорошему воровать существующие идеи и разработки. И естественно, внедрять в повседневную жизнь казахстанцев:
- По данным международной корпорации CISCO, на земном шаре сейчас живет около 7 миллиардов человек, из них 5 миллиардов имеют доступ к Интернету. К 2050 году почти 50 миллиардов устройств будут подключены к Сети. Дальнейшее развитие технологий пойдет в направлении межмашинного обмена. Мир будет максимально цифровизирован. Поэтому даже не обсуждается, хочет Казахстан быть в этом мире или нет. Должен! Технологии внедряются во все сектора экономики: сельское хозяйство, медицину, образование, коммунальное хозяйство. Если мы хотим идти в ногу с современным цифровым миром, мы должны активно развивать IT-технологии - это мировая тенденция. Казахстан пока не является лидером в цифровых технологиях, хотя достаточно хорошо использует их в управлении государством, бизнесом, для предоставления электронных услуг. Все эти успехи были достигнуты благодаря трансферту технологий, потому что у нас мало собственных разработок. Сегодня в Казахстане немного компаний, чтобы говорить о высокой компетенции в сфере информационных и коммуникационных технологий. Ну с десяток компаний могут претендовать на соответствие международному уровню, остальные только в стадии становления.
Словом, идея правильная, крайне важная и нужная. Вопрос всегда возникает в другом: как правильно реализовать замысел?
Пока же правительство со своими структурами по этой работе только на стадии нанесения идеи на бумаге и осмысливания задачи. А время играет против него - через четыре месяца настанет пора демонстрировать первые проекты IT-центра, а там еще, как говорится, конь не валялся. Хотя, наверное, работу по поствыставочному использованию выставки можно было вести с самого начала, когда стало известно о проведении EXPO у нас в стране. Но так уж повелось, что многие государственные топ-менеджеры у нас что малые дети: пока взрослые не отругают и не направят их в нужное русло, никакой работы и инициативы ждать не приходится.
Поэтому пока у нас и получаются новые проекты в виде заводов по производству планшетов в Актау или стекольного завода в Кызылорде. Можно привести массу и других примеров. Лишь бы потом не пришлось разочаровываться или, хуже того, наблюдать за тем, как будут привлекать к ответственности очередное должностное лицо…

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана


Поделиться
Класснуть