4850

Из квази - в грязи

 

Что стоит за лозунгом правительства “Всё на продажу!”

Грядет крупнейшая приватизация в истории Казахстана, торжественно сообщает агентство Bloomberg. Еще бы не крупнейшая: на продажу выставляются “Эйр Астана”, “Казатомпром”, “Казахтелеком”, за ними “КазМунайГаз”, “Самрук-Энерго”, “Казахстан темир жолы” и “Казпочта”!

Событие ожидаемое: это финальный этап объявленной еще года три назад трансформации “Сам­рук-Казыны” с задачей превращения этого квазигосударственного монстра, по сути, второго правительства, в компактный и эффективный холдинг. И вполне логичное: сначала постарались избавиться от непрофильных активов, теперь подошла очередь самых что ни на есть профильных. Все понятно, однако… непонятно. Непонятно главное: а зачем приватизировать?
Вот представьте, что у вас подросла дочь - умница и красавица или сын - послушный или проблемный, это уже как повезет. В любом случае дочь пора выдавать замуж, сына - женить. Тут все понятно: сходятся прежде незнакомые люди, роднятся чужие семьи, ваша кровинушка уходит из-под родительской кровли или у вас в доме появляется новый человек - никому не требуется объяснять, зачем это нужно. Не всегда новая семья складывается удачно, но вопрос, стоит ли рисковать, вступая в брак, не стоит - всегда стоит!
А вот зачем надо обязательно отдать в чужие руки, например “Казатомпром” или “Самрук-Энерго”, тем более “Темир жолы”, без специальных объяснений не понять. Хотя после иных объяснений… еще непонятнее.
Так, член правления “Самрук-Казыны” Берик БЕЙЗЕНГАЛИЕВ говорит, что задача на 2018 год - найти партнеров и подходящее время для продажи, что может привлечь более 6 млрд. долларов. И эти средства будут использоваться для разработки новых проектов и сокращения внешнего долга некоторых дочерних компаний.
Неужели все распродается только ради получения средств для покрытия наделанных долгов и разработки проектов, втягивающих в долги новые?
Но других объяснений как-то не выдвигается, да и трудно придумать что-то убедительное. Приватизировать, чтобы улучшить менеджмент. Но это слишком уж откровенное признание несостоятельности управления государственного. К тому же контрольный пакет остается за правительством, выходит, и управление за ним. Привлечь иностранцев ради выхода на внешние рынки - так эта задача стояла после развала СССР, ныне весь наш квазигоссектор надежно укоренен во внешней среде, даже слишком надежно. Заманить инвестора ради его вложений - так ведь покупатель, заплатив государству, первым делом начнет отбивать свои затраты.
И потом, время сейчас на мировом рынке наихудшее для выгодных продаж и поиска добросовестных приобретателей стратегической собственности Казахстана. Все в полной неопределенности: Трамп, brexit, единство Евросоюза, ставки ФРС, глобальная долговая пирамида… Ни один серьезный эксперт в этой ситуации не возьмется предсказать главные расклады в геополитике и мировой экономике хотя бы на три-пять лет вперед.
Поневоле тема приватизации вертится вокруг продажных сумм. Вот, например, представителю “Самрук-Казыны” вторит министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ.
По его словам, с начала 2016 года было приватизировано 198 объектов на сумму 51 млрд. тенге. В 2017 году выставят на торги 325 объектов, из которых 29 - топовые (то есть относящиеся к стратегической национальной инфраструктуре). В 2018-м предстоит продажа 61 объекта, из них 21 - топовый. А всего до 2020 года должно быть приватизировано 800 объектов.
51 миллиард тенге прошлогодней выручки - это примерно 150 млн. долларов, не так много. У нас один ЕНПФ только на своих вложениях в объявивший дефолт Международный банк Азербайджана может потерять больше. Не потому ли на продажу выставляют уже топовые объекты?
Но, допустим, мечты сбудутся и в этом году выручим все предвкушаемые 6 млрд. долларов. Да и что мелочиться, продадим весь холдинг “Самрук-Казына”, активы которого оцениваются в $60 миллиардов. Знаете, с чем можно сравнить эту невообразимую гору иностранной валюты? С запасами Национального фонда Казахстана. В нем на апрель числилось как раз
62,7 млрд. Не считая золотовалютных резервов Нацбанка - еще 30 млрд. долларов.
Нет, конечно, бывают моменты, когда ради спасения жизни или дорогого человека приходится распродавать все самое ценное и даже необходимое, но вот беречь при этом сберкнижку с более чем достаточным и неработающим запасом… Странно все это.
Впрочем, любые странности имеют нормальное объяснение - это с какой стороны посмотреть. А именно с внешней стороны. Вот маленькая подсказка на этот счет: по данным Fitch Ratings, Казахстан в этом году нуждается в цене нефти 71 доллар за баррель, чтобы сбалансировать свой бюджет. При том, что прогнозная цена лишь чуть выше 50 долларов. Прямая логика - все на продажу!
К тому же не забудем, что программы трансформации госхолдингов и нацкомпаний разрабатывали (за очень немалые деньги) как раз иностранные консультанты. С позиций которых, чем больше наши стратегические активы будут растворены в разного рода частных и иностранных схемах владения, тем проч­нее мы никуда не денемся.
Поэтому из квазигосуправления нашу экономику вывести, может быть, и удастся, но вот как бы нам всем не плюхнуться после этого окончательно лицом в грязь.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы

Поделиться
Класснуть