2558

Кто лишний?

Пока деятельность общественного совета (ОС) при ЕНПФ развивается по нарастающей - в том смысле, что вскрывается все больше вопросов, требующих решения. Процесс пока параллелен: ЕНПФ и Национальный банк презентуют нам планы реформирования пенсионного накопительства, мы же - видение провалов и узких мест в этих планах. И знаете, что выясняется прежде всего? Отсутствие собственно плана.
С июля начнутся отчисления в фонд медицинского страхования, а это по экономической и социальной сути совершенно то же самое, что и пенсионное накопительство, включая и отчисления от того же самого зарплатного фонда. Причем и там, и там разработчиками не учтена такая “мелочь”, как… охват - и всех будущих пенсионеров, и всех потенциальных больных. По факту дело идет к узакониванию сословно-социального разделения казахстанцев на тех, кому повезло иметь официальную работу, получать зарплату через бухгалтерию и автоматически быть вкладчиком ЕНПФ и участником медицинского страхования, и остальных, которым в жизни приходится устраиваться как-то по-другому. Не нарушая, кстати, никаких законов, но и не имея должных пенсионных и медицинских гарантий.
Нет, разработчики прямо так специально никого не отпихивают: пожалуйте, самозанятые и индивидуальные предприниматели, сами перечисляйте ежемесячно энную сумму, и будете иметь право на страховое медобслуживание. Точно так же люди могут сами за себя делать отчисления и в пенсионную систему, тем самым подтверждая стаж и право на пенсию, но мы ведь все понимаем, что делать это будут далеко не все. Тем более на нынешнем уровне доверия к способности властей наде­жно хранить и правильно использовать наши накопления. Значит, правительство заранее накапливает критическую массу “лишних” казахстанцев, отрезаемых сначала от медучреждений, а потом и от достаточных пенсий.
Так почему же власти, как говорится, на голубом глазу закладывают такие, прямо скажем, социально небезопасные решения?
Среди многих причин назову главную: отсутствие в этой самой власти действительных представителей тех самых больных и будущих пенсионеров, ради которых разработчики так “стараются”.
Представителей вкладчиков там нет принципиально. В совете директоров ЕНПФ есть два, называемых “независимыми”, но лишь в том смысле, что оба они не чиновники и вообще иностранцы. Наверное, от них есть какая-то польза, но не от них же ждать представительства интересов работающих и нарабатывающих свои пенсии казахстанцев!
Поэтому мы должны решить две задачи. Во-первых, дать все-таки комплексное видение, какой должна быть комбинированная - солидарно-накопительная система Казахстана именно с позиций главного ее субъекта - вкладчика. И во-вторых, предложить встроить ОС в саму пенсионную систему в виде компактного и профессионального представительского института.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть