Мифы о тарифах
Как правительство и депутаты, сделав заход на 51-й шаг, проскочили 50-й и 52-й
Меньше посредников - ниже тариф, лучше для населения - так председатель мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН определил суть рассмотренного в первом чтении законопроекта насчет сокращения количества РЭК - распределительных электросетевых компаний. Во исполнение 51-го шага из президентских “100 шагов” - не преминул напомнить спикер.
Действительно, ежегодный рост тарифов на электроэнергию уже всех достал, и хотя бы притормозить его - большое дело. Причем, подчеркнул руководитель нижней палаты, первоначальный вариант Минэнерго понижения тарифов не предполагал - речь шла только об объединении 27 государственных РЭК. А вот депутаты во взаимодействии с разработчиками и нацпалатой “Атамекен” постарались - нашли решение двуединой задачи.
Порадуемся, но стоит напомнить, что всего РЭК у нас в несколько раз больше. Их насчитывается 20 регионального уровня и около 150 местного, так что сокращать количество вместе с тарифами еще есть куда. А если уж совсем откровенно про посредников, то в электроэнергетике есть только два вида необходимых субъектов: электростанции, которых у нас 76, и связывающие их электрические сети, которые технологически ни на какие отдельные тарифные субъекты не делятся. Все связывающие электростанции ЛЭП - это одна сеть, одна естественная монополия, которая должна работать по одному сетевому тарифу. И опять же, по-хорошему, должно быть так: электростанции разные, поэтому каждой полагается свой тариф плюс единый сетевой тариф, получается тариф потребительский. Причем он по всей стране должен усредняться - это нормальный залог и конкурентоспособности производителей одних и тех же товаров-услуг в разных регионах, и равных социальных условий для населения.
Правда, это абстрактно идеальная схема, и в конкретных условиях Казахстана в нашем идеале следует учесть два обстоятельства. Во-первых, исторически сложилось так, что высоковольтные сети у нас собраны в отдельное предприятие - КЕГОК. Так привычно и удобно - хорошо, пусть будет отдельный тариф на высоковольтные передачи. Во-вторых, общеказахстанской энергосистемы пока нет, существуют недостаточно или вообще не связанные с центром Южный, Актюбинский, Уральско-Атырауский электрорегионы и Мангистауский электроостров. Итого в стране можно насчитать в районе десятка сетевых субъектов, каждому из которых правильно было бы назначать свой тариф. Ну ладно, пусть не 10-20, как сложилось практически, но все остальные сетевые посредники лишние. В тарифном смысле лишние, они должны работать на субподряде у региональной РЭК за свой договорной кусочек тарифа.
Вот вам и универсальное решение - только так удалось бы сократить массу растащенных на приватизированные кусочки распределительных сетей, зря удлиняющих и утяжеляющих тарифную цепочку.
А чтобы дать представление, как далеко нам до идеала, вот вам таблица на 2017 год для некоторых характерных регионов.
Сразу предупреждаю: не пытайтесь понять логику, как из тарифа на генерацию и сетевые передачи складываются потребительские тарифы, почему они столь разные по регионам и почему где-то они одинаковые для населения и МСБ, а где-то резко отличающиеся. Нет там этой логики.
И дело здесь не только в раздробленности сетей-РЭК - есть беда посерьезнее. Называется эта беда ЭСО - энергоснабжающие организации. Вот они голимые посредники, специально выдуманные. Мода пришла еще с министром энергетики АБЛЯЗОВЫМ с Запада. Задумка такая: рынок искусственно делится на оптовый, где эти самые ЭСО, как бы конкурируя между собой, покупают энергию у электростанций, и розничный - на нем уже мы, потребители, свободно выбираем себе ЭСО - у кого электричество подешевле.
Где-то это, может быть, и работает, а у нас так: потребители к своему “энергосбыту” прикреплены, как рабы к галерам, да и договоры между ЭСО и электростанциями заключаются отнюдь не конкурентным образом. Вот вам цифры: из 179 действующих ЭСО под регулирование подведены только 40, а на население и МСБ работают и того меньше. Остальные - скрытые посредники между аффилированными электростанциями и “своими” потребителями. И еще: по публично утверждаемым тарифам оплачивается примерно 20% электропотребления в Казахстане, 80% уходит по закрытым ценам - остается только догадываться по каким.
Как совладать с этой бедой? Давно решено: реорганизация отрасли электроэнергетики, внедрение модели “единого закупщика”. Это позволит сгладить различия в тарифах на электроэнергию между регионами.
Думаете, это я придумал? Нет, просто процитировал предыдущий шаг номер 50 из тех же “100 шагов”. А тарифные сборы за электроэнергию, между прочим, это около триллиона тенге ежегодно, а у таких серьезных денег и лоббисты тоже серьезные. И если они говорят “не надо”, чиновники и парламентарии послушно пропускают шаг.
Между прочим, шаг номер 51, о котором поспешил сообщить Нурлан Нигматулин, взят в рамочку не только полностью “пропущенным” и правительством, и депутатами шагом номер 50, но и таким же пропущенным шагом номер 52 - внедрение новой тарифной политики в электроэнергетике, изменение структуры тарифа.
Одним словом, внимательнее надо бы читать депутатам стратегические президентские документы. Глядишь, тогда “выборочный” законопроект был бы возвращен на комплексную переработку.
А так, мелкими кусочками, дела с тарифами не поправить.
Пётр СВОИК, Алматы